23-24 октября в Архангельске отгремел ежегодный, уже 11-й по счету фестиваль Беломор-Буги. Его непотопляемость и стабильно высокое качество как организации, так и набора выступающих групп делают "Беломор" чуть ли не лучшим региональным фестивалем страны. Причем стабильность тут вовсе не означает застоя: каждый год мероприятие обогащается новыми именами и обрастает новыми идеями. В этот раз последние выразились в приглашении на "Беломор" не только музыкантов, но и продюсеров других фестивалей. И не надо опасаться, что после этого на концертных площадках всей России будут выступать одни и те же команды: вкусы и концепции у организаторов все-таки разные. А культурный обмен - это всегда позитивно.
История "Беломора" мною уже была описана, и о некоторых группах также было сказано в статье про "Беломор-2003" и в отчетах о вологодском "СДВИГе" и вятском "Подъеме". Поэтому позволю себе подробно останавливаться лишь на тех, о ком прежде еще не говорила, а также на особо выдающихся старых знакомцах. Итак: 2 дня, 24 группы из 15 городов (включая Архангельск и ближайший к нему Северодвинск; кстати, 22 октября там проходил предварительный фестиваль "Север-Буги", где выступали 10 местных и 3 иногородних коллектива), 14 часов живой энергичной музыки. Таковы цифры, а дальше - факты и впечатления.
Открыла фестиваль архангельская группа S'Кайф - этакая Ария
локального разлива; играли местами кривовато, но воодушевленно. Их земляки Аура
со своим арт-блюз-роком были гораздо профессиональней, однако хочется пожелать
им другого вокалиста: не то чтоб Юрий Главатских в этой ипостаси плох,
но совмещать изощренные гитарные соло с пением - труд нелегкий и не всегда себя
оправдывающий. Тихий Джа (Киров) играли уже привычную программу, но
показались еще более "потяжелевшими"; напоследок порадовали народ отменным
кавером на Blur.
Добротно выступила ростовско-московская
Абвиотура - новички на архангельской сцене, за сутки, прошедшие после
"Север-Буги", уже успевшие обзавестись фанатами. Жаль, что в Архангельск
"Абвиотура" приехала без своего звукооператора, и т. о. некоторые выигрышные
нюансы их фолк-металла оказались не так очевидны, как хотелось бы.
Принципиально антиформатные англоязычные Indigo Junks (Северодвинск) с прошлого
"Беломора" заметно выросли технически, но фурора все-таки не произвели. Зато
печорская Улица Свободы, начав с обещания "Мы вас сейчас будем немножко
убивать", таковое честно и с немыслимым грохотом выполнила. У кого как, а у
меня от них случилась дисфункция слуха, нюха и мыслительного процесса.
Заметьте, это не порицание.
E-Sex-T (расшифровывается как Elephants Sex Troubles) продолжили дело
немножкоубивания слушателей, но делали это в более милосердном режиме, так что
к выступлению Бритвы Оккама все функции организма восстановились в потребном
для наслаждения объеме. "Бритва" - группа высочайшего класса и потрясающей
сценичности; ради них организатор "Беломора" Александр Мезенцев наступил на
горло собственному принципу не звать на фестиваль москвичей, и его жертва была
вполне оправдана. Хотелось бы удостовериться еще и в том, что в столице их
ценят столь же высоко, сколь и на выезде...
Theodor Bastard своим этно-готик-монументализмом ввели всех присутствующих в предсказуемый транс. Группа по своей направленности, в общем, не фестивальная, но зато - международного пошиба. После их беспредельного сета необходима была некая передышка, и она пришла, - правда, в совершенно неожиданной форме. Архангельские Живые Камни оказались огромным бэндом с трубачом, четырьмя бэк-вокалистками, облаченными в псевдорясы, и с бритым вокалистом/гитаристом совершенно братковской наружности. Все это формирование наяривало разухабистый рок-н-ролл, а солист хриплым кабацким голосом а ля Шнур орал: "Это чудо из чудес, наш Господь Иисус воскрес!" и "Иисус, с тобой не знаю я проблем, тебя я славлю сердцем всем!" Христианский рок, то есть. Столичные гости с особым цинизмом помирали со смеху, вся прочая публика, не мудрствуя, пустилась в пляс. А что еще?
Slaves Of Mechanical Boxes со странной смесью металла с брит-попом и онежский коллектив Эторри, исполняющий традиционный хард с вокалом а ля Кинчев, вернули фестиваль на накатанные рельсы и завершили день.
День второй открыла приятная ритм-энд-блюзовая команда Moonlight из Плесецка:
ничего сильно выдающегося, но задушевно и искренне. Эстремадура (Архангельск)
была намного более замысловатой; портит их, пожалуй, только узкий вокальный
диапазон Дмитрия Назаренко.
Спазм (признанные звезды родного Вельска)
представили публике образчик кондового хэви-метала в бессмертных традициях
ранних Iron Maiden и Judas Priest, - вплоть до явного
мелодического сходства,
которое, впрочем, объясняют большой любовью к соответствующей музыке. Это-то не
новость, а вот выступление пермских Black Warrior стало сенсацией: оказывается,
российская глубинка смогла взрастить настоящий Nightwish! Даром, что
русскоязычный. Об оперной правильности вокала свидетельствует курьезный случай:
когда солистка BW Екатерина Бондаренко принялась с утра пораньше
распеваться в
гостинице, из-за стенки раздался возмущенный вопль невыспавшегося Трупного Яда:
"Выключите канал "Культура"!"; о качестве группы говорит горячий прием публики
и внимание прессы.
Кстати, о "Трупном Яде": этому метал-коллективу тоже пора заявлять о себе
погромче и поширше, хватит уж киснуть в своем г. Мирный. Играют отлично,
материал достойный, драйва и сценической харизмы не занимать, - большому
кораблю флаг в руки. На нынешнем "Беломоре" выступили, как обычно, с
оглушительным успехом, а финал сета украсили роскошным джемом, исполнив вместе
с Blind Vandal скоростной вариант "Smoke On The Water". Это была
своего рода
кульминация фестиваля, после которой североонежским Белым Черепахам пришлось
тяжко. Правда, за год, прошедший с их воссоединения, "Черепахи" всерьез
подтянулись и отыграли свою чуть старомодную хардовую программу невозмутимо и
энергично. Молодцы.
Вернусь и добавлю пару строк о "Вандалах":
виртуозы-инструменталисты, уже приглашенные на зарубежные и столичные гастроли,
они не позволяют себе (и слушателям) расслабиться и в родных стенах. А это
гарант и наклевывающегося международного признания.
Прогресс всегда наблюдать приятно: вот вологодские Пираньи, собранные не далее как весной, уже демонстрируют продуманную драматургию песен, интересные аранжировки, а вокалистка Женя Алова радует слух и взор голосом и сценической пластикой. Практически состоявшийся проект, с альбомом и клипом в активе, дело лишь за раскруткой. А вот череповецкие D'Arts, возрождающие из пепла первозданный забой AC/DC и Nazareth: энергетический коктейль из простых, но греющих ингредиентов. И те, и другие, - по сути, стороны одной медали, отлитой из сплава мастерства и любви к своему делу.
К сожалению, по ряду причин не удалось целиком послушать программу северодвинских Чисел - интересного по всем признакам состава с контрабасом и скрипкой. Зато их земляков Поиграем И Уйдем пришлось отнаблюдать в полном объеме. Я по-прежнему считаю этот коллектив вторичным, но нельзя не заметить, что они также прогрессируют технически, и их шумную популярность в регионе тоже нельзя сбрасывать со счетов. Стало быть, группа объективно перспективная. И все таки, когда приличная по всем признакам девочка с модельной стрижечкой нацепляет на себя футболку с портретом Летова в пол-живота и, весело подпрыгивая, поет бодрую песенку про то, как этот самый Летов "убил в подвале свою последнюю ненужную весну" - это выглядит и слушается нестерпимо фальшиво. И не спрашивайте меня, почему.
Финал "Беломора", однако, искупил мои недолгие страдания: перед основательно рассосавшейся аудиторией предстал легендарный Андрей Барбашов - известный и как душа северодвинской группы Нечто Трайя, и как музыкант московского джазово-блюзового проекта Blues Makers, - и минут 15-20 играл настоящий буги. Один, на рояле. Все гениальное по-прежнему просто, и Барбашова проводили чуть ли не овацией. И фестиваль завершился на очень правильной и уместной волне. Как, собственно, и должно было быть.
Дополнительные сведения можно, как обычно, узнать на www.music.arh.ru. И, как говорится в таких случаях в Архангельске, "Беломор-Буги" forever!
1955 – Родилась Нина Хаген - немецкая певица, панк-рок музыкант, автор песен, актриса, "мать немецкого панка". Хаген обладает уникальным голосовым диапазоном в четыре октавы, позволяющим ей уверенно исполнять партии также и в очень низком регистре, вплоть до "соль" большой октавы, что характерно для… »»
1967 – Вышел первый сингл группы Pink Floyd, включающий в себя две композиции: Arnold Layne и Candy And А Currant Bun. Он достиг 20-го места в британских чартах »»
Jackie MILLS (1922)
Ilhan MIMAROGLU (1926)
Flaco JIMENEZ (1939)
Harvey MANDEL (1945)
Mark STEIN (1947)
Bobby MCFERRIN (1950)
Nina HAGEN (1955)