Песни группы Уматурман вошли в нашу жизнь вместе с вампирами, радио-dj и прочей нечистью. Оба хита - и про "Ночной дозор", и про "Девушку Прасковью" - знают, кажется, уже все, а вот прочее творчество группы почти никому не известно. В солидной очереди в клуб "16 тонн" стояло достаточное количество людей, которые про Умутурман и вовсе ничего не знали. Просто знакомые порекомендовали им сходить на концерт, аргументируя это тем, что "в клубе 16 Тонн фигни не бывает" и возмущаясь незнанием суперблокбастера "Ночной дозор" и заглавной песни к оному. Недостатка публики не наблюдалось в любом случае: клуб был забит под завязку, стоять, дышать, а тем более двигаться куда-либо было очень сложно. "Ночной дозор" и грамотный пиар свое дело сделали: первый клубный московский концерт нижегородских братьев Кристовских подавался как одно из важных музыкальных событий недели - им и оказался, во всяком случае, в плане количества людей, захотевших на это событие посмотреть.
Уматурман - ребята молодые, модные и позитивные. В своих интервью братья Кристовские много говорят о том, как они, сидючи в Нижнем Новгороде и работая в самых диковинных местах, надеялись, что слава и народная любовь к ним когда-нибудь придет - и пришла же! Для покорения Москвы к братьям добавились еще несколько музыкантов (соло-гитарист, клавишник и ударник), дабы все песни звучали сочно и живо. Они и звучали: обычные незатейливые мелодии в качественной поп-обработке (разумеется, обязательны гитарный проигрыш и приятные для слуха клавиши), регги в его коммерческо-банализированном варианте, медленные стандартные грустные баллады про любовь и разлуку. Публика веселилась, хлопала и подпевала - прежде всего, конечно, на хитах; Владимир Кристовский - этакий нижегородский мачо в шапочке и с бородкой - пел и подбадривал слушателей; юноша-клавишник весело прыгал за синтезатором. Необходимый драйв вроде как присутствовал, песни друг от друга отличались не слишком, но это мало кого волновало. Публике нравилась музыка, музыкантам "Умытурман" нравились они сами и публика. Все улыбались и были довольны друг другом. Короче говоря, рассказывать особенно не о чем.
Да и какие критерии можно применять для оценки группы "Уматурман", кроме коммерческого успеха и сиюминутной востребованности проекта (которые, конечно, налицо)? Не интересность же музыки - никто и не говорит о том, что музыканты на нее претендуют. Не качество же текстов - ведь нелепо всерьез говорить говорить о строчках вроде "кто-то ушел в мир иной / все остальные в пути" или "ты ушла в своем оранжевом плаще / ну ты даешь, ваще". Да и не искренность и честность музыкантов - слишком уж клишированны и штампованны их песни, чтобы здесь можно было что-то обсуждать, даже на наивность это не тянет. У "Умытурман" все, в общем-то, хорошо: братья из провинции с гитарами наперевес, захотевшие добиться успеха и добившиеся его, написавшие шлягер к главному русскому кинопроекту года, взятые в оборот большой поп-индустрией с большими деньгами и находящиеся на волне.
У этих все хорошо, у других плохо. Появление и взлет группы "Уматурман" -
это явное продолжение тенденции, начавшейся группой Звери и
указывающей на два важных факта.
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)