Теперь уже можно с уверенностью сказать, что в стране стало на один хороший межрегиональный фестиваль больше. Потому что если в 2002-м вятский "Подъем" еще казался одноразовой акцией, то его повторение 6 августа нынешнего года - это уже тенденция. Будем надеяться, во всех смыслах долгоиграющая.
Итак, чем же характеризовался "Подъем"-2004, поменявший определение "Фестиваль
живой музыки" на лаконичную приставку "Рок-"? Во-первых, отличным звуком и
светом (местная компания "Image light" постаралась на совесть, - это не
реклама, а достоверный факт), грамотной организацией, бодрым конферансом
ведущих (ди-джеев радио "Мария") и просто-таки райскими условиями работы
представителей СМИ (примерно 20-метровая пресс-зона перед сценой, полностью
свободная от зрителей и организаторских протеже, - большая редкость для
open-air'a). Во-вторых, неплохим подбором выступавших коллективов, - что,
несомненно, заслуга Дениса Репина, главного идеолога "Подъема". Провальных
команд не было, и если кто-то из выступавших кому-то не понравился, - это
вопрос не качества, а личного вкуса. В-третьих, - отличной погодой; тут уж
постарался вятский рок-н-ролльный бог...
Маленькое замечание для любителей географии: не ищите Вятку на карте России, - ищите Киров. Это один из немногих городов, до сих пор не сменивший название с совкового обратно на историческое. Почему - неясно, но такова реальность. И еще одна подробность: Вятку часто называют "родиной русской романтики" (т. к. это родной город Александра Грина); под этим же слоганом в декабре 1991 года здесь прошел исторический Фестиваль независимой рок-прессы. Так что все, что я собираюсь описать ниже, - не случайно и имеет свои логические корни.
Открыла "Подъем", естественно, вятская группа Тихий Джа. Ничего общего с реггей, - стильный, но местами грубоватый брит-поп. Другими местами иногда напоминали нижегородский Хроноп, который наверняка никто уже не помнит, так что сходство следует признать неосознанным. Прочие местные коллективы: Кладбищенская Земляника, явно выросшая на могилке Майка Науменко, и Эстервилл, игравшие заметно бодрее, чем на фестивале "СДВИГ" в Вологде, но все равно яркого впечатления не оставившие.
Как выяснилось в процессе ознакомления с локальной сценой, значительное число музыкантов Вятка щедро экспортировала в Москву и Петербург. Самые известные ушельцы - Макс Иванов и Алексей Пяткин (Торба-на-Круче), а также Алексей Вайнер (Wine). Торба приехала в полном составе и в должности хэдлайнера, была горячо принята истосковавшимися земляками и отыграла замечательно энергичный сет: начали нежно, с кавера Radiohead, а потом пошли круто вверх с кульминацией примерно на "Непсихе". Вайнер с группой был зван, но по туманным причинам не снизошел; вместо него отдувалось трио во главе с басистом Константином Кремлевым (известным также по работе с Натальей Пивоваровой), который зачем-то еще и пел, причем чужой материал. Мог бы и не трудиться, тем более что по инструментальной изощренности Кремлев-Бэнд был вполне самодостаточен.
Остальные местно-столичные проекты: Наивно.Suпер - два скрипача в составе, но все равно невнятно по звуку и мелодиям. Между журналистами даже случился спор, какое определение им подходит больше: недоТорба или недоСплин. Да и названия, заимствованные из модных бестселлеров, обычно свидетельствуют о несамостоятельности мышления... Зато по поводу кировско-питерских ветеранов из Попс-Бюро разногласий не возникло: играли однозначно кондовый, с блатными прихватами рок, были монструозны, профессиональны и немного нелепы. Впрочем, песня про "Пирамидальные тополя" - действительно смешная и хитовая.
Две группы прибыли на "Подъем" из Ижевска, и обе не соответствовали
представлениям об их родине как о столице электронной музыки. Сны
оказались плотным и зажигательным рок-бэндом - этакий Крематорий в
мажоре, но не в смысле гармоний, а по общему посылу. Довершала зеркальное
сходство белая шляпа вокалиста. Анри, в свою очередь, чрезвычайно
напоминали молодой да ранний Аквариум (с некоторыми заходами в
Умку и Rolling Stones, что не противоречило суммарному ощущению),
но это сходство тоже ничем не коробило. Ирония была тонка и ненавязчива, песни
хороши, а вокалист Сергей Ищенко - красив и харизматичен. Самая душевная
группа фестиваля.
Три иногородние команды продемонстрировали, как имидж барышни-вокалистки влияет
на восприятие музыки в условном жанре "гитарный рок", исполненной на примерно
одинаковом качественном уровне. Звонкоголосая, активная толстушка Ксения
Панаева (Париж, Екатеринбург); стильная Мария Кулагина с
манерами стесняющейся своего шарма дебютантки (Plutonium, Казань);
по-столичному уверенная унисекс-герл Ольга Чевычелова (Кенгурру,
Петербург) - все в брюках, все с отличным вокалом, но абсолютно разные; за счет
того различны и группы. Прочие отличия проходят совершенно незамеченными.
Faкты (Москва), отыграв могуче и фактурно, напоследок разразились хитом
с рефреном "На х... нам этот дождь!", послав по тому же адресу свое обещание
(взятое с каждого участника фестиваля) не петь матерных песен. А чего бояться
людям, игравшим недавно в облаке перечного газа на разогреве у Гражданской
Обороны? К тому же песня действительно отличная, и слова из нее ради
формального приличия не выкинешь. Да и публика была в восторге.
Все бы хорошо, но к концу фестиваль окончательно вывалился из графика, и
суперхэдлайнер в образе Пилота вышел на сцену за 5 минут до оговоренного
с властями финала в 22:00. И действительно, на третьей песне (коей оказалась
"Сибирь") вырубили порталы. Илья Черт, не растерявшись, спрыгнул со
сцены и прошелся через всю пресс-зону, ловя микрофоном вопимый публикой припев,
а потом произнес пламенную речь про совок, тоталитаризм, фашизм и "дайте людям
музыку послушать!" Порталы ненадолго включились, но после "Королевства Шлюх"
вырубилась уже вся аппаратура целиком. Людское негодование было беспредельным,
так что в результате закулисных переговоров Пилоту дали на выступление еще 20
минут, на что Черт несколько наивно заметил: "Я знал, что только рокеры
могут что-то изменить в этой стране!" Вообще-то концерт продолжился
самоотверженным усилием организаторов и некоторых их знакомых, но - не суть.
Главное, народного бунта не случилось, а фестиваль все же закончился на
позитивной ноте.
Этот эпизод стал, кажется, единственным (и то случайным) минусом "Подъема". В целом же фестиваль был отличным, и хочется пожелать ему долгого и счастливого будущего. А все прочие подробности кировско-вятской музыкальной жизни, мною по каким-то причинам упущенные, можно наверняка узнать на сайте www.rock.kirov.ru. До встречи на новом "Подъеме"!
1826 – Франц Шуберт, автор около 600 песен, 9 симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки дал свой единственный публичный концерт »»
1948 – Родился Стивен Тайлер, лидер-вокалист группы Aerosmith. Его имя находится на 99-й позиции в списке величайших вокалистов журнала Rolling Stone. Стивен также отмечен на 3-й строчке в хит-параде вокалистов 100 Parader's Metal »»
1980 – в ходе первого мирового турне отыграли концерт в Бомбее. Событие стало эпохальным для индусов, так как The Police стали первой популярной западной группой, выступившей в Индии. Кстати, в этот же день в 1668 году Карл II передал Бомбей в аренду английской Ост-Индской компании »»
Pierre BOULEZ (1925)
Larry BUTLER (1942)
Diana ROSS (1944)
Richard TANDY (1948)
Steven TYLER (1948)
Alan SILVESTRI (1950)
William LYALL (1953)
James IHA (1968)
HIROMI (1979)