18 июня в познаниях наших меломанов стало еще одним белым пятном меньше. Собравшаяся в стенах ДК им. Горбунова российская публика наконец-то увидела своими глазами того самого Тони Шеридана (Tony Sheridan), которого упоминают (и только-то) многочисленные биографы Beatles. Приезд этого артиста был осуществлен в рамках Международного фестиваля музыки Beatles (Москва - Санкт-Петербург, 17- 20 июня). Разумеется, как нередко в таких случаях бывает, кое-кто обреченно предполагал, что всеми забытому британскому рокеру уготовлена участь очередного "свадебного генерала". В результате же для многих знакомство с исторической личностью было сопряжено если не с культурным шоком, то уж точно - с глубоким удивлением.
Выступление разогревающей команды The Beatween началось при предсказуемо
полупустом зале. Организаторы, конечно же, пытались отшутиться на тот предмет,
что, типа "многие уже в Питере...", но мы то с вами прекрасно знаем, что многие
в этот момент традиционно пьянствовали на крыше Мемориального Музея
Космонавтики близ ВДНХ. Чем все-таки интересна наша тусовка, так это,
во-первых, тем, что другое такое сообщество халявщиков надо поискать, а
во-вторых - что любое, устроенное в день ее традиционного сбора культурное
мероприятие будет дружно проигнорировано в пользу все того же пьянства на
поваленных заборах. Разумеется, у чуваков всегда есть оправдание: дорогие
билеты. Только, согласно многолетним наблюдениям, пропивают многие из них ровно
столько же, если не больше.
Ну, да шут с ним, обратимся непосредственно к музыке. The Beatween -
относительно прилежная трибьют-группа, скроенная по образу и подобию бит-групп
начала 60-х: четверо ребят в жилетках и галстучках, которые играют на
исторически правильно подобранных гитарах, умеют петь на несколько голосов и
даже иногда не забывают совершать синхронный поклон в финале очередного номера.
Программа выступления включала массу классических рок-н-роллов, таких, как
"Roll Over Beethowen", "Lucille", "Honey, Don't", "Matchbox" и "Hippy
Hippy Shake", милых ретро-баллад вроде "Ain't She Sweet", "Please Mr.
Postman" и "You Really Got A Hold On Me", а также, разумеется,
несколько песен Beatles раннего периода творчества - "All My Loving", "I
Want To Hold Your Hand", "I Saw Her Standing There" и даже раритетную
"Cry For A Shadow". Конечно же, в "Searchin'" были исполнены
вживую известные нам по "Anthology" вокальные выкрутасы, в номерах
авторства Карла Перкинса пел ударник, а в рок-н-роллах Чака Берри
- соло-гитарист. В общем-то, таких команд в Москве полно, просто "исторические
реконструкции" The Beatween несколько аккуратнее, нежели у их многочисленных коллег.
После относительно короткого антракта число зрителей в зале ощутимо
увеличилось. В грядущем явлении легендарного британца русскому народу крылась
некоторая интрига. Почти никто не знал - какой он, и что от него сейчас можно ждать.
Разумеется, все прекрасно понимали, что с изображенным на афишах романтичным
мальчиком родом из 60-х нынешний облик Тони Шеридана имеет мало общего. Однако
увидеть перед собой могучего бородатого мужика в бейсболке "Hard Rock Cafe"
явно никто не ожидал. Такой же неожиданной оказалась и музыка "неизвестного
героя": вместо предполагаемой спекуляции на простеньких рок-н-ролльчиках 60-х,
этот вооруженный "телекастером" персонаж обрушил на головы сгрудившейся в
партере публики мощную волну ядреного ритм-н-блюза.
Забавно было следить за публикой: это было явно не то, что рассчитывала увидеть
и услышать большая часть собравшихся, однако уже к концу первой песни старина
Тони смог расположить слушателей к себе. Над партером вознесся британский флаг, а
в самом партере начались танцы.
Надо сказать, что Шеридан - на удивление неплохой гитарист с необычной техникой звукоизвлечения и прекрасными способностями к импровизации. Даже странно, что за все эти годы ему так и не удалось заявить о себе по-настоящему: уже в 60-х у Эрика Клэптона мог бы появиться весьма серьезный конкурент. Исполняемые в тот вечер баллада "Fever" и классический ритм-н-блюзовый номер "Bright Light, Big City" были растянуты в итоге минут на десять, а от гитарных, басовых, органных и барабанных соло голова шла кругом. В рок-н-роллах "Johnie B. Good" и "Shakin' Goin' On" бурлящая мини-группа рок-ветерана стремительно переходила от легчайших, воздушных наигрышей ("Easy...", - говорил в такие моменты публике начальник группы) к суровому гитарному скрежету и органному реву. Здесь следует заметить, что басист и ударник Шеридана родом из Южной Америки, и происхождение наложило на их манеру игры мощный и несмываемый отпечаток.
Песен "на потребу моменту" Шеридан и его команда в тот вечер сыграли на удивление немного. Впрочем, даже известной по ранним битловским концертным записям "Hallelujah, I Love Her So" в приятственной свинговой обработке публика была рада до безумия. Несколько удивительно было услышать от старины Тони битловскую "Yesterday" - впрочем, его импровизациям в этой композиции позавидовал бы и Сергей Манукян. И лишь под самый занавес, в самом конце вечеринки была сыграна-таки многострадальная "My Bonnie".
Итак, концерт показал, что у известного нашей публике исключительно по раннебитловской истории Тони Шеридана есть, оказывается, свое собственное лицо. Вряд ли, правда, его выражение будет по-настоящему, а не как факт, интересно битломанам из числа "зацикленных". Зато в ближайшем будущем не исключено появление этого бодрого старикана на каких-нибудь отечественных блюзовых фестивалях. Поверьте, это действительно интересно.
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)