22 мая в центре столицы прогремел первый международный фестиваль независимой музыки AVANT, организованный порталом Звуки.Ру и продюсерским агентством Vega Dreams. Когда мы задумывали этот фестиваль, нам самим было интересно, что же в итоге получится из сплава двух музыкальных культур: "роковой" русской и "артистически-клубной" западной. Итог превзошел все ожидания: на AVANT'е каждый нашел для себя музыку по душе, а замечательно теплая атмосфера клуба в московском дворике не давала загрустить никому.
Мы решили не рассказывать вам по порядку, как все происходило на фестивале, а
дать слово непосредственным участникам событий - от организаторов и музыкантов
до зрителей. Всем им мы задавали один и тот же вопрос:
Что вам больше всего запомнилось на "Аванте"? Стоит ли проводить такой
фестиваль в дальнейшем?
Максим Сильва-Вега, продюсер, глава агентства Vega Dreams,
главный координатор фестиваля:
- Мне показалось, что для многих фестиваль стал приятной неожиданностью. Теперь
такие события могут происходить и
в Москве! Неформальная атмосфера, встречи, общение... Встречи музыкантов,
которые еще вчера находились в разных странах и не предполагали, что будут
выступать на одной площадке, пить пиво и обсуждать музыку и просто жизнь. По
атмосфере Tequilajazz сравнили AVANT с фестивалем Aerowave в
Исландии, на котором они ранее выступали. Разноформатность и прогрессивный
характер музыки были для многих откровением. Словом, на мой взгляд, фестиваль
удался, и просто преступлением было бы не продолжить начинание в следующем и в
последующих годах. У AVANT'a - большие перспективы!
Соня Соколова, соорганизатор фестиваля, главный редактор
Звуков.Ру:
- Самым сильным впечатлением от AVANT'a для меня стало его
начало - не то,
которое наблюдали зрители, а то, которое досталось на нашу организаторскую
долю. Месяц "гонки по вертикали" оправдал себя: утром 22 мая все мы собрались
на площадке, готовые к саунд-чеку. Однако приехав в Столешников, мы
обнаружили кучу опоздавшего оборудования, сонных техников и многонациональную
толпу веселых музыкантов, неспешно потягивающих пиво. Отличить музыкантов
из разных стран и городов по внешнему виду было решительно невозможно. Забавно
выглядели карабкающиеся по сварным опорам сцены прямо над головами музыкантов
ребята, в задачу которых входило создание
эффектного задника для феста: пару раз тяжелые и острые предметы чудом не
задевали голову ничего не подозревавшего Дусера.
Однако все так или
иначе устаканилось, и к моменту официального открытия фестиваля, в три часа
дня, все уже успели "отстроиться", выпить пива и прийти в полнейшее
благодушие. Да и во время фестиваля музыканты и зрители продемонстрировали
взаимное уважение и жажду
неформального общения: музыканты весело хлопали друг другу и поддерживали
собратьев, а самым трогательным моментом фестиваля для меня стал эпизод обмена
эмоциями Земфиры и Пелагеи.
Катя Каринина, музыкальный журналист:
- От разогревающей команды обычно ничего серьезного не ждут - тем интереснее
прозвучал сет пост-роковой команды Silence Kit. Эта интересная группа,
включившая в классический "гитарный" состав артистическую виолончель, звучит
цельно и удивительно красиво. Думаю, что не ошибусь, если скажу: Silence Kit,
прогулявшиеся на протяжении одной композиции от пост-рока к академической
музыке и обратно, без труда "включили" слушателей, продемонстрировав, что у
фестиваля AVANT - крайне серезные намерения.
А наибольшее несоответствие выступления образу, рождающемуся от прослушивания
пластинки, продемонстрировали, пожалуй, испанцы Schwarz. Только на
концерте группы я поняла, почему они называют себя "черными" - их музыка
гораздо жестче и медитативнее, иногда она накатывает волнами, словно черная
тоска, а иногда "дышит", словно огромный радостный пес. Модные в прошлом сезоне
Mogwai, играющие музыку в сходном ключе, хорошо подготовили почву
испанцам: их встречали как родных. Нашлись в их программе и песни для танцев, и
песни для души - хорошо сбалансированный сет...
Вера Огарева, группа Ива Нова, участница фестиваля:
- Московское солнце встретило нас ослепительным прищуром, и почти весь день не
покидало нас, помогая фестивалю с погодой. Уже на саунд-чеке стало ясно, какое
разнообразие групп, стилей, языков и инструментов нас ожидает. Я так
до сих пор и не поняла, как орудовали своей "фисгармонией" (и что это было на
самом деле) американцы Xiu Xiu. У каждой группы - своя фишка, и здорово, что
фестиваль не был ограничен в стилях, все прозвучали по-своему звездами, и мы не
просто наблюдали мероприятие с ожиданием хедлайнеров (как это часто бывает на
фестах), а целый день слушали классные группы из разных стран. И,
что особенно редко бывает на наших "мероприятиях" любого масштаба, программа
соблюдалась почти с минутной точностью. Спасибо организаторам за эту
королевскую вежливость! Пусть иногда приходилось торопиться с подстройкой звука
на сцене, главное, что не в ущерб публике, отзывчивой и благодарной. В ночном
питерском поезде я вспоминала уставшие, но счастливые лица тех, кто делал этот
праздник, и мысленно пожелала им спокойной ночи. И еще таких фестивальных дней!
Санитар Леса, координатор от Партии Зеленых:
- Что было особенно заметно на фестивале AVANT, так это то, насколько же
разнородна наша
публика. За время фестиваля состав слушателей сменился несколько раз - и
всегда они были доброжелательны и любопытны.
От напористого угара Небо Здесь до медитативных экспериментов Berg
sans Nipple, от жизнерадостности Пелагеи до болезненных вскриков Xiu
Xiu... сказать, что состав выступающих был разнородным - не сказать ничего.
Сказать, что все они были талантливы - не погрешить против правды. Концентрация
такой мощности разнородных талантов, разных взглядов на музыку и разных
способов самовыражения подточила способность к логическому мышлению. Посещали
бредовые мысли "А вот если бы Пелагее (умница, талантище, голос - дар божий) да
ритм секцию от вот этих, а аранжировки такие, да она бы!..". Было весело,
тяжело и интересно. И хотя утром было непонятно, как мы доживем до вечера,
вечером уже можно было говорить о том, как мы сделаем следующий фестиваль Звуков.Ru.
Аmbidextrous, музыкант, участник фестиваля:
Самое сильное впечатление оставили по себе Xiu Xiu - собственно, главные
хедлайнеры фестиваля. Уже по одному внешнему виду понятно, что люди совершенно
сумасшедшие. Джеми Стюарт с безумными глазами и гитарой наперевес плюс
замученного вида девочка за антикварным "органчиком". Музыка у этой странной
парочки соответствующая: "убитые", поломаные и порезанные в фарш нервные
барабаны с грувбокса, постпанковые гитарные ходы, надрывные темы, льющиеся из
антикварной коробочки, плюс шумовая перкуссия из кусков железа, дерева и
пластика. А поверх всего этого звукового салата восседает вокал Джеми.
Представьте себе Роберта Смита образца альбомов начала восьмидесятых, который
поет-поет, потом постепенно срывается на плач, а потом - на крик. Эмоции
совершенно невероятные: такое ощущение что Xiu Xiu во время концертов
выворачивают себя наизнанку. Идет постоянная игра на контрастах - вот вокалист
опять кричит и беснуется, а девочка в это время меланхолично двигает крышку
своего органчика. Найти им какое-то адекватное музыкальное сравнение очень
сложно - где-то близко Cure, может быть даже Muse, поздний
Radiohead, а в то же время не так далеко и Bjork, и
Matmos, и вся эта кодла современных экспериментаторов. В общем, ново,
оригинально и эмоционально. Вся шумиха, поднятая независимой прессой вокруг
этой группы, совершенно оправдана.
Ксения Моисеева, зритель:
- "Мне все понравилось. Почти все понравились, хотя некоторые команды, как мне
кажется, лучше слушать в клубах - они просто "клубные", и на фестивалях смотрятся
несколько странно. Но меня потрясла Пелагея. До глубины души. Голос. Он
льется из нее. Ей достаточно просто распахнуть себя. Без напряжения. Легко и
завораживающе. И голосом она может сделать все, что душе угодно. "Снимаю шляпу"."
Алексей Иванов, веб-мастер:
Первыми мое внимание привлекли Berg sans Nipple: долгое время думал, что
они еще и играть не начали - как-то так органично все перетекло, да и из
подворотни разглядеть сидящих музыкантов за широкими спинами довольно
непросто. Но подсказали добрые люди ;), да и запомнившиеся по альбому мелодии
полились. После
прослушивания дисков зарубежных участников именно они были моими фаворитами из
"ненаших", а вот живьем пальмочка легко и сразу перешла к Xiu Xiu - точно,
безумцы полные!!! Джейми Стюарт - да его же просто
на куски рвет от того, что он играет!
А из русских лидирует, безусловно, Пелагея. Ее голос - вне конкуренции,
вкрапления из "Mission Impossible",
"Пятого элемента" тоже хороши, но больше всего зацепил большой кусок
из пинк флойдовской "The Great Gig In The Sky". И не только меня;
двое англичан на ломаном русском очень интересовались - "Кто эта
девочка? Такой очень голос высокий... Нет, clear, powerful... Do you
know? Знаете? Пелагея? Диск у вас есть?"
Сергей Ярных, байкер:
- Раньше я никогда не был фанатом TequilaJazzz, но после их выступления
понял: они меня "взяли" без боя.
Группа играет настолько "плотно", позитивно и
мощно, что не подпевать ей и не скакать от радости невозможно. Сделав ставку на
старые хиты, "Текила" не прогадала: послушать наших "инди-бронтозавров"
собрались все, кто на тот момент был на фестивальной площадке, отчего в
"Гоголе" стало тесновато, но тепло! Все хором подпевали Ай-яй-яю
"Знать и не ждать", "Далеко", "Звери",
"Пистолет", "Пиратскую", "Педро", "Наливайя", "Зимнее солнце" - а
напоследок Ай-яй-яй вставил в припев песни "Бляха-муха" лозунг
"Звуки.Ру!", который с удовольствием подхватил весь собравшийся народ. Хотел бы
я, чтобы меня кто-нибудь так поздравил с днем Рожденья!
Спасибо всем, кто побывал в эту субботу на фестивале и разделил с нами радость AVANT'a! Вы - лучшие в мире зрители... и мы будем рады встретитсья с вами еще и еще!
Всех, кто побывал на фестивале AVANT, мы приглашаем поделиться своими
впечатлениями от фестиваля в гостевой книге и напоминаем:
1959 – В этот день в 1959 году Бадди Холли произвёл свои последние записи в собственной квартире при помощи магнитофона и акустической гитары. Их выпустят уже посмертно: меньше, чем через 2 недели пионер рок-н-ролла погибнет в авиакатастрофе »»
J.J. JOHNSON (1924)
Sid RAMIN (1924)
Sam COOKE (1931)
Eberhard WEBER (1940)
Michal URBANIAK (1943)