Вокалистка московской блюзовой группы Boogie Chillen продолжает рассказывать о самых выдающихся певицах традиционного блюза.
Самая живая, самая "роковая", да что уж скрывать - самая любимая нами блюзменша. Чем-то неуловимым цепляет ее голос, несмотря на не сильно выдающееся качество записи и вечно раздолбайский аккомпанемент. К сожалению, сведений о ней очень мало, а воспоминаний почти совсем не осталось - видимо, она была человеком одиноким и замкнутым. Ходила в мужском костюме, пила, умерла в одиночестве - вот и все, что всплывает в памяти. Хотя, по сути дела, не так уж все это и интересно, важно другое: Биг Мама - человек, для которого музыка была всем. И мы слышим это.
Уилли Мэй Торнтон (Willie Mae Thornton) родилась 11 декабря 1926 года в Монтгомери, штат Алабама. Ее отец прислуживал в церкви, а мать пела в церковном хоре; естественно, что девочка с ранних лет впитывала в себя богатейшую музыкальную культуру негритянской церкви (о госпелах и спиричуэлах можно было бы написать не один десяток статей, как музыковедческих, так и философских), а церковный хор всегда был прекрасной школой вокала. Тянуло же ее, судя по всему, совсем в другую сторону (вступая на скользкую дорожку шоу-бизнеса, человек в те годы автоматически отлучался от церкви и мог быть принят обратно только при условии полного и окончательного раскаяния, как произошло, например, с Ма Рейни (Ma Rainey) и Айдой Кокс(Ida Cox).
В 14 лет Уилли Мэй выиграла местный любительский конкурс певцов; продюсер из
Атланты Сэмми Грин заметил ее и предложил работу в своем шоу "Hot Harlem
Revue". Она покидает дом не раздумывая. С этой труппой Уилли Мэй
пропутешествовала целых семь лет, а в 48-м обосновалась в Хьюстоне, столице
Техаса, решив начать сольную карьеру. Семь лет на сцене сделали ее опытной
профессиональной певицей, а параллельно она сама научилась играть на барабанах
и губной гармошке, причем весьма прилично.
В 1951 году она заключает контракт с лейблом "Peacock" и сотрудничает с
композитором и продюсером Джонни Отисом (Johnny Otis) , а в 52-м
записывает с его бэндом песню
"Hound Dog", моментально взлетевшую на первое место в ритм-энд блюзовом
хит-параде, а позже ставшую всемирно известной в исполнении Элвиса Пресли
(Elvis Presley). За
авторство этой вещи разгорелась настоящая война между Джонни Отисом и тандемом
Либер-Столлер, писавшими для Элвиса: каждый обвинял противника в плагиате.
Распространена версия, по которой Либер и Столлер сначала отдали песню для
исполнения Биг Маме, а уже через три года Элвису, но верится в это с трудом. На
самом деле эта тема, без сомнения, народная, ведь есть же песня "Rattlesnake":
You ain't nothing but a rattlesnake
Just rattling 'round my door... и т . д .
Записана она Биг Биллом Брунзи (Big Bill Broonzy) в 30-х годах. Все то
же самое - только вместо
собаки подставьте гремучую змею...
За "Hound Dog" Биг Мама получила один-единственный чек на 500 долларов -
принципа "роялти" (отчисления с продаж) тогда не существовало. Она продолжала
записываться на "Пикоке" до 1957 года, однако хитов больше не было. Песни этого
периода собраны на диске "Big Mama Thornton - The Original Hound Dog".
В том же 52-м году Джонни Отис включает ее в свою "обойму" для гастролей по Америке. Побывали они и в Нью-Йорке, в знаменитом театре "Аполло", где ее, собственно, и прозвали "Биг Мама" - это действительно была высокая, полная, сильная женщина. "Меня называют "Большая Мама", потому что я вешу 300 фунтов" - поет она в одной из песен. Наверное, слегка преувеличивает...
В 50-е Биг Мама активно гастролирует и записывается, но в 60-х ее карьера идет на спад - классический блюз стремительно теряет слушателей. Она переезжает в Сан-Франциско, поближе к молодому поколению, где поет по большей части в местных блюзовых клубах, а время от времени - в знаменитых залах типа "Fillmore Auditorium", где собирается "кислотная" молодежь. Популярности Биг Мамы, разумеется, немало способствовала Дженис Джоплин (Janis Joplin), в 67-м сделавшая ее песню "Ball and Chain" всеамериканским хитом. С тех пор Биг Мама, пережившая Дженис на добрые 14 лет, посвящает ей каждое исполнение "Ball and Chain" - вряд ли из большой любви, скорее по конъюнктурным соображениям.
В 65-м и 72-м Биг Мама участвует в "American Folk Blues Festival", масштабном ежегодном турне американских блюзменов по Европе; в 65-м же, будучи в Лондоне, записывает один из лучших своих дисков, который так и называется - "In Europe". Через год выходит пластинка "Big Mama Thornton with the Chicago Blues Band", где ей аккомпанируют Мадди Уотерс (Muddy Waters), Отис Спенн (Otis Spann), Лайтнин Хопкинс (Lightnin' Hopkins) и прочие звезды - такой вот получился междусобойчик. В 75-м появляется, пожалуй, самый мощный и запоминающийся живой альбом Биг Мамы - "Jail", записанный во время благотворительных концертов в двух американских тюрьмах. Биг Мама продолжала играть и записываться до самой смерти, сохраняя статус живой легенды, хотя алкоголь и подтачивал ее силы - это слышно, например, на концертнике "Тне Rising Sun Collection", выпущенном через 10 лет после ее смерти. В 1983-м она участвует в Ньюпортском джазовом фестивале, а год спустя умирает от сердечного приступа. Вечная ей память.
Дата рождения:
11 декабря 1926
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)