За уходящий год в мире цифровой музыки
произошло немало знаменательных событий.
Он начался с уверенных атак RIAA,
которые к 2003 только усилились. Под прицел защитников авторских прав попадали
вначале студенты всех континентов, сотрудники вузов, а затем и простые пользователи.
Второе основное событие уходящего года - это бурный рост
онлайн-магазинов по продаже музыки, после чего даже неусыпный Департамент
юстиции США прекратил расследование
музыкального бизнеса. За прошедший год на свет появились магазины Napster, Apple iTunes, BuyMusic, Listen.com, WalMart Music Downloads и т.д.
Музыка становится доступнее, дешевле, и сегодня лейблы уже не видят проблем с
предоставлением разрешения на запись треков на собственную болванку.
В деловом мире можно отметить продажу компании Warner Music бывшему руководству
Universal, а также слияние Sony
Music и BMG. Если уж речь зашла о бизнесе, то нельзя не
упомянуть о недавно разразившемся скандале года - судебном иске Real Networks против
корпорации Microsoft.
Ценители же аппаратных устройств в прошлом году получили сразу несколько
сюрпризов - после успеха Apple iPod на рынок устремились другие производители, причем
Samsung даже скопировал модель Apple, совместившую онлайн и оффлайн-брэнды, и
вышел на рынок с моделью
Napster. Именно в 2003 году первое "железное" воплощение обрел открытый
формат Ogg Vorbis, однако несмотря на
успехи данного формата, лидером года по росту можно назвать все-таки формат
Windows Media, используемый во многих онлайн-магазинах (кроме Apple iTunes).
Итак, итоги подведены, чего же нам стоит ожидать в следующем году?
Отсутствие прогресса на рынке аппаратных MP3-плейеров. Как бы это
ни было прискорбно, но прогресс аппаратных устройств для воспроизведения MP3
практически завершился. Жирную точку в данной индустрии поставил Стив Джобс
(Steve Jobs), запустивший продукт iPod от компании Apple. В ближайшее
время можно теоретически допустить рост обьемов встроенных жестких дисков,
скажем, до 80-100 GB. Однако даже если сохранять цифровые композиции в наиболее
высоком битрейте, где каждая пятиминутная песня займет 10 MB, то на диск в 100
GB их поместится десять тысяч. Чтобы прослушать всю музыку от начала и до
конца, меломану потребуется 50,000 минут или 833 часа или 35 суток. Данную
коллекцию суммарно можно будет сравнить с тысячей компакт-дисков. Редкие
любители музыки могут на сегодняшний день похвастаться такими обьемами. Мне
кажется, что в следующем году индустрия цифровых плейеров может избрать
следующие стратегии - либо снижать цены, повышая обьемы жестких дисков, либо
продавать доступные для оцифровки видеоклипы и полномасштабные видеозаписи
концертов любимых групп.
Уход от альбомов к синглам. К 2007 году, как утверждает Forrester
Research, более трети всей проданной музыки будет распространено через
интернет. Подбный прогноз трудно оспорить, по крайней мере на территории
крупнейшего рынка - США, где сегодня доступ к интернет имеется в 99 процентов
общеобразовательных
заведений. Но в то же время, модели поштучной продажи синглов за 99 центов
могут радикально изменить работу музыкантов. Как продается музыка сегодня?
Исполнители и группы на 6-12 месяцев закрываются в студии, изредка рассказывая
прессе о работе над новым альбомом и обещая несказанно обрадовать своих фанов.
Год спустя новый альбом действительно появляется в продаже, два-три хита
прокручивается на MTV и FM-радиостанциях, после чего лейбл начинает подбивать
доходы с продаж и сопоставлять их с растратами. Однако, если удачный хит можно
продать прямо сегодня и прямо сейчас, то какой смысл держать его взаперти до
окончания работы над альбомом? Почему бы не выставить его на Napster.com или
Apple iTunes уже завтра, порадовать фанов новой песней, а месяц спустя
запустить новый сингл? Подобные перемены не произойдут внезапно, однако
необходимость компиляции альбомов уже сегодня многими музыкантами ставится под
вопрос. Тем более, что наиболее критически к подобному подходу относятся фаны,
из года в год вынужденные платить $12-20 за альбом, на котором им нравятся 3-4
песни. Именно подобная модель поведения меломанов продиктовала появление на
рынке поштучных онлайн-магазинов, а поскольку заказывает музыку обычно тот, кто
платит, в будущем стоит ожидать экспериментов со стороны музыкантов, где
выпускаться будут только синглы.
Укрепление позиций Microsoft. Среди сотрудников отдела продаж
корпорации IBM была популярной шутка "Еще никого не уволили за то, что он
выбрал IBM". Аналогично без какой-либо опасности совершить ошибку можно
прогнозировать рост влияния компании Microsoft на музыкальном рынке.
Судебный
процесс со стороны Real Networks имеет все шансы затянуться, как это и положено
антимонопольным расследованиям. За этот период Microsoft только укрепит свои
позиции в мире коммерческой цифровой музыки (форматы компании и так
используются практически всеми онлайн-магазинами), аппаратных устройств
(сегодня выход цифрового плейера без поддержки WMA можно считать более
исключением, чем правилом) и на рынке home entertainment (телевизоры и звуковые
центры уже сегодня снабжаются Windows Media Center Edition). Учитывая бурный рост широкополосных
соединений и растущую популярность беспроводной технологии WiFi, внезапно
прослушивание на домашней системе музыки, загружаемой из интернета, становится
банальной реальностью. И доставка музыки на компьютер или аудиосистему
пользователя с кабельного или DSL-модема через беспроводной канал тоже
смотрится весьма обыденно и недорого. В таких условиях лидерство на рынке
аудиоконтента получит тот, кто предложит полноценную платформу, устраивающую
как потребителей, так и лейблы. А в возможностях Microsoft предоставлять
убедительные аргументы сомневаться не приходится.
Всех постоянных и не очень постоянных читателей хочется поздравить с Новым
годом и грядущим Рождеством (для отмечающих рождество 25 декабря - мерри
кристмас постфактум), пожелать удачи и уверенности в себе в следующем году.