За 6 лет, минувших с выхода самодельного дебютного альбома, смелая
музыкальная формация TV On The Radio превратилась из шайки любопытных
экспериментаторов, глумящихся над поп-музыкой, в многообещающую и едва
ли не важнейшую группу современности. А такие эпитеты, надо заметить, редко
встречаются вместе. Тем не менее, в этом году линии заслуг и надежд
на графике TVOTR пересеклись, и именно в этой точке лежит их новый альбом.
Однако за шесть лет многое успело измениться. Начать хотя бы с того, что
пост-модернистские трюки с формой более не привлекают внимания, а чтобы
переслушать дебют музыкантов, пародийно названный "Ok Calculator" (еще
одна лакмусовая бумажка - кажется, прошла вечность как шутки над
Radiohead стали
откровенно несмешными), нужно нездоровое усилие. Но TVOTR все время движутся
вперед, и до последнего момента угадывать, что с ними будет завтра, было
намного интереснее, чем вспоминать подвиги прошлого.
Каждая запись квинтета
- ступень ракеты, стремительно поднимающейся над миром. Она выводит группу на
новую высоту, но также легко и отбрасывается, отправляясь на переработку. TV On
The Radio, как никому лучше, подойдет недавний девиз Василия Шумова "у
прошлого нет будущего". Все это так,- за исключением самого "Dear
Science". Это первый случай в дискографии коллектива, где захватывающая,
но недолговечная "музыка для головы" уступает место столь же безупречным, но
уже живым, полным стучащей крови песням.
Если раньше знакомством с TVOTR принято было хвастаться, то теперь их
можно полюбить - наверное, это и происходит с людьми, что после многолетнего
насыщенного, но не слишком теплого общения внезапно раскрывают друг другу свою
душу. Тема отношений вообще близка музыке TVOTR: начать хотя бы с их фирменной
смеси белой и черной культур. Того, чем занимались и Prince (см. прямую
ссылку в песне "Golden Age"), и близкий друг ансамбля David Bowie
(его вокальную манеру обыгрывает номер "Dancing Choose"), и многие
другие деятели, ныне напоминающие застывшие изваяния имени себя.
На "Dear Science" межрасовый контакт переходит от дипломатии и культурного
обмена к настоящему взаимопониманию, к неслыханной доселе синергии. Никогда
прежде TVOTR не звучали так страстно и пронзительно одновременно. Единство
фанка, блюза, хип-хопа с шугейзом, пост-панком и жирным синтезаторным роком
отныне не прихоть, не куртуазное мичуринство, а насущная необходимость, так
люди согреваются в объятиях, так они, вцепившись в плечи, дрожат от страха. И
взрывной фальцет Кипа Малоуна (Kyp Malone), и сочный, гулкий голос
Тунде Адепимбе (Tunde Adepimbe) поют именно об этом: о тупике, в котором
оказалось человечество, о вечном ожидании, и о традиционной попытке уйти от
проблем в любовь, несущую еще большие проблемы. Присущая темнокожим музыкантам
сексуальная бравада, здесь не сваливается в пошлость, в правильной подаче все
эти "I'm gonna take you, I'm gonna shake you" звучат честнее многих
многословных и пустых признаний в невыразимом.
Доводил альбом до ума один из основателей группы, белый ботаник Дэвид Ситек
(David Sitek). Сегодня Дэвид носит титул самого перспективного продюсера
из числа независимых и обладает ореолом персоны, фактически, непогрешимой. Что
характерно даже в случае с провальной пластинкой актрисы Скарлетт
Йоханссон (Scarlett Johansson): плюнули в ее сторону все, но работу
Ситека никто и словом не
попрекнул - дескать, все правильно сделал, не его вина же, что артист сам по
себе бездарный. Звук "Dear Science" коренится в удачах Ситека:
сногсшибательном альбоме "Celebration The Modern
Tribe" и первенце единомышленников "Радио-Телевидения" - "Dragons of
Zynth". У последнего есть немало общего с новым творением TvoTR; особенно
это заметно в композициях "Crying и победоносной балладе "Lover's
Day" - все та же текучая танцевальная гибкость, зазывной водоворот звуков,
эклектическое буйство. В отличие от своих коллег, Tv On The Radio выступают
куда смелее - в каждую композицию на "Dear Science" инкрустированы как минимум
еще три, все сменяется так быстро, что голова идет кругом - мелодии, стили,
эпохи - все смешалось воедино.
Название альбома отсылает к совершенно
шизофреническому (художественная репродукция входит в комплект диска вместо
постера, но рассматривая ее, и рассудка лишиться недолго) детскому посланию,
направленном самой госпоже Науке и щедро дополненного обидными обвинениями в
потере истинного пути и пользы для цивилизации. Прекрасно понимая, что то же
самое можно сказать и о любой музыкальной форме, балансирующей на грани
идеального поп-продукта и головоломного эксперимента, участники ТVOTR записали
свою самую доступную, и вместе с тем, глубокую пластинку. (Что
немаловажно, короткую: раньше хронометраж записей группы ограничивался только
вместительностью CD-диска, что делало полноценное прослушивание по меньшей мере
несколько утомительным, "Dear Science" же предельно лаконичен, и от этого
только выигрывает).
С открывающего альбом хита "Halfway Home", где
гитарный вой декорирован жизнерадостной ритм-секцией и вплоть по волшебную
финальную пьесу "Lover's Day", все проносится на огромной скорости.
Может быть
на этой пластинке и нет выделяющихся песен, но это не потому что музыкантам
изменило "чувство хита", напротив, здесь все на совершенно уникальном уровне,
но выделить что-то одно очень сложно. Зато этими песнями можно упиваться
сколько угодно, чего стоит хотя бы обольстительный фанк "Crying" с искрящимися
синтезаторными нотками и победоносным гласом труб.
Пятерка нью-йоркских умников
убедительно демонстрирует, что музыка больших городов - это тот еще Вавилон. И
беспрестанно кого-нибудь цитирует. Тут слышится и старорежимный рэп (зачин
"Dancing Choose" и "Red Dress"), и трип-хоповая мягкость лучшей
вещи на
пластинке "DLZ", и интонации, достойные Роберта Смита (The Cure)
в обволакивающей "Stork&Owl", начинающейся как размеренный глитч, но
выливающейся в сладостный романс, а бонус-треком альбому идет песня "Heroic
Dose" - неожиданный оммаж Сержу Гинзбуру.
"Dead Science" - на редкость удачный поворот событий в истории группы.
Похоже, музыканты уяснили очень важную вещь (впрочем, далеко не первыми -
Кристиан Феннеш, Fennesz уже как несколько лет работает по этому
принципу): эксперименты ни в коем случае не должны становиться самоцелью, не
превращаться в дешевое оправдание неумения играть красиво и доходчиво.
Возможно, TV On The Radio смогут привлечь внимание собратьев по инди-сцене
к этой проблеме, но пока в это верится с трудом. Последнее упование,
которого никому не отнять - это надежда, что запятая в заглавии поставлена с
двояким умыслом. Какими недостатками не обладали бы TV On The Radio,- они
умеют заставить себя ждать, и здесь - как с женщинами, такое качество превыше
всех мнимых достоинств.
# | Композиция |
---|---|
1. | Halfway Home |
2. | Crying |
3. | Dancing Choose |
4. | Stork and Owl |
5. | Golden Age |
6. | Family Tree |
7. | Red Dress |
8. | Love Dog |
9. | Shout Me Out |
10. | DLZ |
11. | Lover's Day |
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)