Минское инструментальное трио Князь Мышкин существует тринадцать лет, имеет свою аудиторию и на сегодня, пожалуй, остается единственным на территории Белоруссии коллективом, в чьем творчестве тонко и оригинально сочетаются жанрово-стилевые признаки фри-джаза, "оперативной композиции" (термин В. Чекасина), new age, этно и камерной музыки. Сами участники группы для характеристики своего стиля предпочитают обозначение "интуитивная импровизация": трио ориентируется на сиюминутное коллективное сотворчество.
Музыка исполняется на концертах и записывается в студиях исключительно на чувствах и интуиции - без предварительных согласований и звуковых наложений. Традиционные выразительные средства (мелодика, лад, квадратная структура, регулярный ритм, тональность) уступают место композиционным приемам алеаторики, сонористики и так называемой "конкретной музыки" (вуалирование мелодики или же отказ от нее как таковой, ладовая неопределенность, сегментирование композиции, внезапные переходы от атональности к политональности, от аритмии к полиритмии, использование - наравне с музыкальными звуками - естественных шумов и плэйбэков).
Князь Мышкин - редкий случай, когда спонтанность не мешает, а, напротив, способствует раскрытию замысла композиций. Посредством импровизации это уникальное трио утверждает идею единства корней всего человечества. "Как ни пыжатся музыканты разных стран в импровизе, - а нутро у всех придурков одинаковое, разве что технологии разные" - говорит лидер коллектива Леонид Нарушевич (экс-Iнтэр, экс-Зартипо), раскрывая концепцию Князя Мышкина. Наконец, состав трио калейдоскопически меняется - также, очевидно, из концептуальных соображений.
Две представленные пьесы вошли в записанный в 2001 г. альбом "Summer Session", выпущенный американской фирмой Wood Records. Обычно продолжительность композиций Князя Мышкина составляет 30 - 40 минут. "Pogranec Day" и "Shitti Guitarist", вошедшие в сингл, звучат чуть меньше пяти минут каждая.
"Pogranec Day" во всей полноте демонстрирует живописный стиль мышления коллектива. Пьеса воспринимается как фантазия по мотивам картины a la "лирически-эмоциональный" абстракционизм, существующей в богатом сознании участников трио. Не рискуя впасть в преувеличение, ее можно назвать "симфонией красок-звуков", в которой Леонид Нарушевич, индивидуальность игры которого отмечена печатью непревзойденности, исполняет партию "первой скрипки", вернее - единственной гитары. Бас-гитара Валерия Башкова ведет непринужденный диалог с искаженно звучащим, то "смеющимся", то имитирующим некий загадочный восточный инструмент, кларнетом Виктора Семашко (также известного по работе в группе Нагуаль); эпизодическое вторжение голосов, произносящих лишенные смысла "слова"-звуки, отсылает к футуристской "зауми". В целом же звуковые нагромождения в композиции, как и цветовые сочетания в абстракционистских картинах, чисто выразительны, напрочь лишены изобразительных ассоциаций.
Тяготение к абстракциям отчетливо проявилось и в композиции "Shitti Guitarist", принадлежащей Леониду Нарушевичу, в которой автор на все сто самореализуется как гитарист-виртуоз. Партия баса сводится к многократному, настойчивому повторению одного и того же риффа. Пьеса являет собой не столько звуковой комментарий к воображаемой фотографии придурковатого гитариста, сколько эмоции, ею вызываемые. А быть может, это автопортрет? Или саморефлексия? Самоирония?..
Сколь бы положительным ни было впечатление от этих вещей, - все-таки сингл есть сингл. Для полноты картины необходимо слушать альбом целиком.

28.10.2004, Геннадий ШОСТАК (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "Интуитивная импровизация":

1. Придурковатый гитарист
2. Погранец

КНЯЗЬ МЫШКИН

Дата образования:

1 января 1991