Минское инструментальное трио Князь Мышкин существует тринадцать лет, имеет
свою аудиторию и на сегодня, пожалуй, остается единственным на территории
Белоруссии коллективом, в чьем творчестве тонко и оригинально сочетаются
жанрово-стилевые признаки фри-джаза, "оперативной композиции" (термин В.
Чекасина), new age, этно и камерной музыки. Сами участники группы для
характеристики своего стиля предпочитают обозначение "интуитивная
импровизация": трио ориентируется на сиюминутное коллективное сотворчество.
Музыка исполняется на концертах и записывается в студиях исключительно на
чувствах и интуиции - без предварительных согласований и звуковых наложений.
Традиционные выразительные средства (мелодика, лад, квадратная структура,
регулярный ритм, тональность) уступают место композиционным приемам алеаторики,
сонористики и так называемой "конкретной музыки" (вуалирование мелодики или же
отказ от нее как таковой, ладовая неопределенность, сегментирование композиции,
внезапные переходы от атональности к политональности, от аритмии к полиритмии,
использование - наравне с музыкальными звуками - естественных шумов и
плэйбэков).
Князь Мышкин - редкий случай, когда спонтанность не мешает, а,
напротив, способствует раскрытию замысла композиций. Посредством импровизации
это уникальное трио утверждает идею единства корней всего человечества. "Как ни
пыжатся музыканты разных стран в импровизе, - а нутро у всех придурков
одинаковое, разве что технологии разные" - говорит лидер коллектива Леонид
Нарушевич (экс-Iнтэр, экс-Зартипо), раскрывая концепцию Князя Мышкина. Наконец,
состав трио калейдоскопически меняется - также, очевидно, из концептуальных соображений.
Две представленные пьесы вошли в записанный в 2001 г. альбом "Summer Session", выпущенный американской фирмой Wood Records. Обычно
продолжительность композиций Князя Мышкина составляет 30 - 40 минут. "Pogranec
Day" и "Shitti Guitarist", вошедшие в сингл, звучат чуть меньше пяти минут каждая.
"Pogranec Day" во всей полноте демонстрирует живописный стиль мышления коллектива. Пьеса воспринимается как фантазия по мотивам картины a la
"лирически-эмоциональный" абстракционизм, существующей в богатом сознании
участников трио. Не рискуя впасть в преувеличение, ее можно назвать "симфонией
красок-звуков", в которой Леонид Нарушевич, индивидуальность игры которого
отмечена печатью непревзойденности, исполняет партию "первой скрипки", вернее -
единственной гитары. Бас-гитара Валерия Башкова ведет непринужденный диалог с
искаженно звучащим, то "смеющимся", то имитирующим некий загадочный восточный
инструмент, кларнетом Виктора Семашко (также известного по работе в группе
Нагуаль); эпизодическое вторжение голосов, произносящих лишенные смысла
"слова"-звуки, отсылает к футуристской "зауми". В целом же звуковые
нагромождения в композиции, как и цветовые сочетания в абстракционистских
картинах, чисто выразительны, напрочь лишены изобразительных ассоциаций.
Тяготение к абстракциям отчетливо проявилось и в композиции "Shitti Guitarist",
принадлежащей Леониду Нарушевичу, в которой автор на все сто самореализуется
как гитарист-виртуоз. Партия баса сводится к многократному, настойчивому
повторению одного и того же риффа. Пьеса являет собой не столько звуковой
комментарий к воображаемой фотографии придурковатого гитариста, сколько эмоции,
ею вызываемые. А быть может, это автопортрет? Или саморефлексия? Самоирония?..
Сколь бы положительным ни было впечатление от этих вещей, - все-таки сингл есть
сингл. Для полноты картины необходимо слушать альбом целиком.
# | Композиция |
---|---|
1. | Придурковатый гитарист |
2. | Погранец |
Дата образования:
1 января 1991
1964 – Президент Национальной ассоциации парикмахеров Великобритании выпустил заявление, в котором гарантировал бесплатную стрижку любому популярному музыканту, занявшему верхние строчки хит-парадов. Как нарочно, в этот год начали свое движение в чарты волосатые рокеры.. »»
1967 – Песня Arnold Layne, повествующая о трансвестите, ворующем женское белье, впервые вывела группу Pink Floyd в английский хит-парад. Почвой для песни послужили реальные события из юности Сида Баррета и Рождера Уотерса: у девушек из колледжа, снимавших комнаты у их матерей, стало пропадать нижнее… »»
1969 – Скромняги The Who представили на концерте в Долтоне рок-оперу "Tommy”. Премьера произошла без особой помпы и даже без официального объявления о новинке. По-настоящему "Tommy" дебютировал двумя неделями позднее в Лондоне »»
Lou STEIN (1922)
Charles MINGUS (1922)
Glen CAMPBELL (1936)
Jack NITZSCHE (1937)
Don GRUSIN (1941)
Joshua RIFKIN (1944)
Barry GUY (1947)
Larry GROCE (1948)
Peter FRAMPTON (1950)
Paul CARRACK (1951)