Путь, избранный Иваном Купала, не предполагает конвейерной штамповки танцевальных хитов. Сперва надо покопаться в пыльных архивах, да поездить с рекордером по забубенным деревенькам вроде тихо загибающейся под Саратовом Апалихи. Отыскать еще помнящих старые напевы старух и стариков. Уговорить их спеть все это добро в микрофон (фрагмент этого нелегкого процесса представлен на седьмой минуте финального трека альбома). Потом сесть в студию и сочинить под эти вокальные партии инструментальное сопровождение, с которым тоже бывают проблемы: в сугубо электронном прочтении песни, надо понимать не звучат, а для того, чтобы забить в тон-банк синтезатора все эти рожки, гармони и трещотки, на них надо сперва выучиться играть. И лишь после окончания всех этих трудов можно разучивать новую программу с "концертными" вокалистками. Радио, тем временем, требует хитов. А модные клубы - зрелищ.
Концептуально связанная эфирными шумами программа "Радио Награ" полностью отражает эту противоречивую ситуацию. Не самый "форматный" коллектив, "иваны" неожиданно получили некоторую известность, и теперь стоят перед выбором: кого слушать - консервные стерео-стоны репертуарных директоров, или экологически-чистые зовы родной земли? В некоторых композициях вроде "Росы" голодное ухо слушателя пытается выловить распевки и наигрыши, не засосанные в стерильную пучину Enigma-образных ритмов и Space-подобных клавиш. Радиохит "Ящер" - совершеннейшая уступка массовым вкусам. Как "наш ответ Gorillaz", она, может быть, и хороша. Но есть на альбоме вещи и получше - например, "Велик День" и "В Роще", где народные инструменты прекрасно гармонируют с электроникой. И совсем уж вне конкуренции - "Дятел", новая находка ансамбля в жанре "русский народный регги" с прекрасной оркестровкой, гусельными сэмплами, квакающими гитарами и вполне живыми балалайками. А также "Гео", гениальный разнообразием слагающих его элементов микс из плясовых разных стран и народов. Тут сами Chemical Brothers со своей "It Began In Africa" могут... нет, просто обязаны подвинуться.
Сейчас под именем Иван Купала фактически подразумеваются две группы. Первая - это три студийных кудесника - Алексей Иванов, Алексей Румянцев и Денис Федоров - наполовину этнографы, наполовину экспериментаторы в русле своего рода генно-конструкторских опытов. "Ящер", к примеру, если кто не понял, хитроумно слеплен из трех совершенно разных песенок. Вторая группа - высокотехнологичный фольклорный ВИА с костюмами и танцами, в котором вышеупомянутые трое (плюс последнее время удачно притусовывающийся к ним Сергей Родюков), запустив каждый на своем синтезаторе соответствующую программу, играют поверх на гитарах и дудочках, а вокальные партии исполняются четырьмя более, чем живыми вокалистками с профессиональной постановкой голоса. Концертная ипостась группы постепенно начинает пробретать самостоятельное значение. Тот же "Ящер" может сильно разочаровать своей альбомной версией тех, кто впервые услышал эту композицию на концерте. Составляющие ее куплеты почему-то по-настоящему "срастаются" в единое целое лишь во время живого исполнения.
Возможно, музыкантам имеет смысл подумать о выпуске концертного альбома или концертного видео. Ведь сейчас, спустя два года, обе ипостаси стали, наконец, равноценны...
Дата образования:
17 августа 1998
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)