Петр ТЕРМЕН  "Идея подарить матрешке голос оказалась очень удачной"

О столетии самого необычного музыкального инструмента, изобретенного в России, как достичь рекорда Гиннесса с помощью матрешки и о том, как в стране поддерживается традиция игры в воздухе, Звукам рассказал руководитель Школы терменвокса Петр Термен

В 2019 году во всем мире отмечается столетие терменвокса - единственного в мире инструмента, играть на котором можно, не прикасаясь к нему руками. Этот волновой прибор был изобретен в России в 1919 году физиком Львом Сергеевичем Терменом, благодаря которому наша страна навсегда останется синонимом инноваций в области электромузыкальных инструментов. Однако играют на терменвоксе преимущественно специалисты и энтузиасты. Это удивительный девайс совершенно завораживает слушателя как необычным "космическим" звуком, так и сопровождающими игру магическими пассами исполнителя.
Благодаря наследникам Льва Термена ситуация начинает меняться: терменвокс перестает быть экзотикой. 14 сентября в мире был зафиксирован рекорд Гиннеса в честь юбилея терменвокса - в японском городе Кобе состоялось выступление самого большого ансамбля терменвоксов в форме матрёшки. В нем приняли участие 289 музыкантов. Почему это произошло именно в Японии и как отмечают большую дату на родине инструмента, Звукам рассказал правнук изобретателя и руководитель Школы терменвокса - Петр Термен.
- Терменвокс — это не только новая грань мира, прямой контакт со звуком через свободные движения рук, - говорит Петр. - Это инструмент, который помогает раскрыть собственный музыкальный голос, почувствовать себя в звуке.

Звуки: Петр, я бы хотела начать с терменвокса как наследия вашей семьи. Оркестр терменвоксов - это, по сути, способ активного сохранения и развития традиции?
Петр Термен: Самый первый в истории оркестр терменвоксов был создан самим Львом Терменом, выступление состоялось в 1932-м году в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Это, в первую очередь, интересный звуковой эксперимент, - на мой взгляд, очень перспективный и полный новых возможностей.

Звуки: Вы можете рассказать историю того, первого, оркестра?
Петр: Лев Термен собрал два оркестра - оркестр терменвоксов и электромузыкальный оркестр, состоящий из инструментов, созданных им. Они играли программу академической музыки. Мы в Школе терменвокса тоже экспериментируем в таком формате - два года назад собирался Московский оркестр терменвоксов из учеников Школы на фестивале Geek Picnic, а в мае этого года мы впервые выступили Московским ансамблем матрёминов на Красной площади.

Звуки: А вообще много в мире сообществ любителей терменвокса?
Петр: Очень! В Европе и Америке есть исполнители которые дают уроки и периодически проводятся слеты любителей терменвокса. Но наибольшее распространение терменвокс сейчас получил в Японии.

Звуки: Эти сообщества как-то центрально управляются, есть ли официальная школа терменвокса?
Петр: По поводу сообществ - терменвоксом занимаются люди в разных странах мира, благодаря интернету и он тоже достиг глобализации. Но существует некоторый хаос и отсутствие понимания - как играть на терменвоксе, что это такое.
На данный момент есть две Школы терменвокса - в России и Японии, там не только обучают игре на терменвоксе, но и стараются привить определенное культуру, понимание, отношение к инструменту.

Звуки: У вас есть какое-то объяснение, почему именно в Японии?
Петр: В случае с японским оркестром - он состоит из "матрёминов" - терменвоксов с одной антенной в корпусе русской матрёшки. Такую версию инструмента придумал Масами Такеучи в 1999 году и сумел сделать ее очень популярной - в мире более 5000 владельцев матрёминов и несколько ансамблей.
На матрёмине проще играть, так как играют сидя и нет управления громкостью. Это все работа Масами Такеучи, рекорд Гиннеса - это его идея и его мечта. Первый рекорд его ансамбль установил в 2013 году.


Звуки: Наверно, такие проекты невозможны без истинной страсти.
Петр: Конечно, это всецело заслуга Масами Такеучи , его организаторского дара, его прекрасной концепции. Его целью было сделать терменвокс популярным, сделать своего рода поп-проект.
Матрёшка - несмотря на свою узнаваемую пренадлежность к России, - имеет японские корни и очень популярна в Японии. Я думаю, что ее даже лучше понимают в Японии, чем в России. Поэтому идея подарить ей голос, голос, который индивидуален и как бы является звучащим внутренним голосом человека, оказалось очень удачной и хорошо работает. В то же время, формат ансамблей и оркестров создает коммьюинити, дает многим людям, занимающимся этим как хобби, возможность выступать публично и получать удовольствие от совместного исполнения, общения и проектов.
Это то, что обыкновенно отсутствует в терменвоксе. На классическом терменвоксе сложнее играть и многие люди просто шумят и уже называют это игрой. А те, кто научились как-то играть мелодией, обыкновенно не очень расположены к общению с собратьями по цеху.
Поэтому мне кажется, что матрёмин - это очень социальный инструмент. А то, что это упрощенная версия, дает возможность играть большему количеству людей, которые со временем могут учиться играть на классическом терменвоксе.

Звуки: Вы с японцами обмениваетесь опытом, играете вместе?
Петр: Разумеется. В этом году в честь 100-летия инструмента Масами приезжал в Санкт-Петербург и участвовал в первом круглом столе Санкт-Петербургского общества терменвокса в Шереметевском дворце.
Общество организовано нашей семьей для того, чтобы способствовать правильному позиционированию и пониманию терменвокса, членами общества является и Масами Такеучи, Дорит Крайслер, создатель Нью-Йоркского общества терменвокса, а также ведущий академический европейский терменвоксист Торвальд Юргенсен.
Насколько я понимаю, в этот раз были впервые участники не из Японии - наша семья , греческий композитор Мариос Элия и терменвоксистка из Петербурга.

Звуки: Расскажите о последнем рекорде - вы ведь сейчас как раз вернулись из Японии, где он был установлен?
Петр: Этот рекорд посвящен 100-летию инструмента (1919-1920). И по приглашению Масами наша семья (Наталья Термен, Маша Термен и я) приехали для участия в рекорде и выступлений в разных городах Японии - у нас прошли концерты в Кобе, несколько концертов в Йокогаме и Токио.

Звуки: А как отмечают столетний юбилей в России?
Петр: Как я уже упоминал, в начале года мы организовали совместное выступление с учениками Масами в Санкт-Петербурге в Шереметевском дворце и провели круглый стол "Терменвокс 100", посвященный проблемам развития и обучения на инструменте.
Помимо этого, состоялась серия концертов в разных городах, посвященная столетию, - "Терменвокс и орган": в концертах принимают участие Наталья Термен и я. После приезда в Россию мы планируем продолжить.
Впервые выступил Московский ансамбль матрёминов, будем развивать этот проект. Мы презентовали этот проект на Красной площади - нам показалось хорошим началом работы ансамбля выступить с матрёшками именно там. Я, правда, играл на терменвоксе.
Помимо этого, мы планируем регулярную деятельность Санкт-Петербургского общества терменвокса в формате круглых столов и выступлений.

Звуки: Как и где можно научиться играть на терменвоксе, и какие есть возможности у исполнителей, которые выбрали для себя этот инструмент?
Петр: Как раз в эти дни, сразу по возвращении из Японии, я запускаю курс для начинающих "Theremin, go!": в Москве - с 23 по 26 сентября, в Петербурге - с 30 сентября по 3 октября. Это без преувеличения отличный способ начать свои взаимоотношения с терменвоксом, получить базовые навыки и знания. Курс будет интересен как музыкантам, так и тем, для кого терменвокс может стать первым музыкальным инструментом.
Вообще, часто бывает, что приходят люди, никогда прежде не занимавшиеся музыкой и у них сразу получаются какие-то базовые вещи, хотя они всю жизнь могли думать, что у них плохой слух или нет способностей к музыке или что-то еще. А оказывается, что все совсем не так. Так, что если вас привлекает терменвокс, но вы опасаетесь, что не получится, потому что нет музыкального бэкграунда — не бойтесь. У каждого свой звук, своя музыка и история

В начале года мы запустили международный конкурс интернет-видео "Theremin Star " - своего рода дайджест терменвокс-видео за 10 дней, далее начинается голосование, победили полуфинала попадают в финал, который состоится в декабре 2019-го. Победители финала приедут на юбилейный 10-й фестиваль терменвокс-культуры "Терменология" в Москве и Петербурге, посвященный столетию инструмента.
Приходите играть!

24.09.2019, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Петр ТЕРМЕН