САУНДТРЕК  Музыка за кадром

Познакомьтесь с главными композиторами эпохи HBO и Netflix - авторами музыки для современных сериалов

Бум сериальной культуры стал причиной огромного роста популярости кинокомпозиторов. До недавнего времени массовый слушатель вряд ли мог назвать их имена - кроме Ханса Циммера (Hans Zimmer) или Эннио Морриконе (Ennio Morricone), практически никто из "дирижеров Голливуда" не попадал на страницы глянцевой прессы и не становился героем телешоу. Однако последние несколько лет крупные производители и стриминговые сервисы активно отбирают аудиторию у кинотеатров, предлагая массовому зрителю в качестве бонусов к сериалам вроде “Игра Престолов”, “Очень странные дела” или сериалов Marvel полноценные саундтреки и приглашая к их записи топовых артистов. Аудитория многих сериалов насчитывает десятки миллионов людей. Авторы, сочиняющие музыку, помогающую передать атмосферу вымышленных миров из самых популярных сериалов, стали новыми суперзвездами. Познакомьтесь с главными музыкальными именами эпохи HBO и Netflix.


Angelo Badalamenti
“Твин Пикс”, 1990-1991, 2017

Многое поменялось в сериальной индустрии с начала 90-х годов, когда вышел первый сезон сериала “Твин Пикс”. Но что-то всё же осталось неизменным, а именно творческий тандем Дэвида Линча и композитора Анжело Бадаламенти, который записал саундтрек и для третьего сезона культового сериала, вышедшего в 2017 году. Бадаламенти всю жизнь занимался сочинением музыки для кино, отметился и в нескольких мейнстримовых фильмах вроде “Кошмара на улице Вязов 3: Воины сна” 1987 года или популярной комедии “Рождественские каникулы” 1989 года. Помимо них было ещё более 50 работ в самых разных фильмах, включая ремейк “Плетёного человека” 2006 года и даже “Сталинград” Фёдора Бондарчука.

Но знают и любят Бадаламенти, конечно, за его работы со странным и самобытным режиссёром Дэвидом Линчем. Их сотрудничество началось в 1986 году с “Синего бархата”, потом Бадаламенти будет писать музыку практически для всех фильмов Линча - “Дикие сердцем” (1990), “Шоссе в никуда” (1997), “Простая история” (1999), “Малхолланд Драйв” (2001). Во многом именно Бадаламенти определил атмосферу одного из главных сериалов 90-х - “Твин Пикс”, саундтреки из которого и сейчас остаются самыми узнаваемыми у Бадаламенти, а сам он называет их “своей определяющей композиторской работой”. За заглавную композицию, которая даже спустя годы после просмотра переносит вас в туманный городок, где шумят сосны, а совы не то, чем они кажутся, композитор получил “Грэмми”.

Но ни одна престижная премия не идёт в сравнение с культовым статусом, который впоследствии приобрели композиции из сериала - “Twin Peaks Theme”, “Laura Palmer's Theme”, “Audrey's Dance” и другие. Саундтрек пыталась переосмыслить инди-группа Xiu Xiu, которая в 2016 году записала целый альбом каверов “Plays The Music of Twin Peaks”.
В том же году вышел альбом каверов на саундтреки из фильмов Линча, которые музыканты вживую играли на организованном Линчем благотворительном концерте. Среди них были давняя муза режиссёра Криста Белл (Chrysta Bell), нео-психоделическая группа Flaming Lips, не нуждающиеся в представлении Moby и Донован, а также Карен О из Yeah Yeah Yeahs, Zola Jesus и многие другие. В 2017 году после 26-летнего перерыва вышел третий сезон “Твин Пикса”, в котором Линч уделил музыке даже больше внимания, чем прежде: каждую серию завершало выступление приглашённого артиста в баре (например, Nine Inch Nails, Chromatics и Джули Круз, которая сотрудничала с Линчем и Бадаламенти ещё с первого сезона сериала). Фанатов “Твин Пикса” порадовали и уже давно знакомыми композициями, и новыми сочинениями мастера таинственных и тёмных звуковых ландшафтов.


Ben Frost
“Тьма”, 2017 - настоящее время; “Фортитьюд” 2015-2018

Маленький вымышленный город Винден запрятан в немецкой провинции где-то между мрачным лесом с пещерами и атомной электростанцией. Здесь уже не в первый раз бесследно исчезают дети и происходят странные вещи - птицы сбиваются с курса и врезаются в землю, электричество время от времени барахлит, а события, кажется, разворачиваются по тому же сценарию, что и 33 года назад. “Тьма” - научно-фантастический немецкий сериал Netflix о нескольких семьях, заблудившихся во временных петлях между разными десятилетиями. Визуальный ряд в холодных тонах, сдержанность персонажей, вставки с вечно пасмурной природой дополняет оригинальный саундтрек от австралийского композитора Бена Фроста.

Бен Фрост никогда не был только кинокомпозитором: он начал выпускать первые альбомы в начале нулевых, и за эти почти двадцать лет зарекомендовал себя как один из интерейснейших современных композиторов в жанрах эмбиент, дроун и индастриал. Он вдохновляется одновременно минимализмом, металом и панком и создаёт электронную музыку, полную контрастов. Неудивительно, что он нашёл себя в кинематографе.
В 2011 году Фрост отвечал за музыку в полнометражной драме “Спящая красавица”, через год - в исландском триллере “Ледник”, за которыми последовали другие композиторские работы Фроста в короткометражном и полнометражном кино (перечисляя лишь несколько - драма “Пучина” 2012 года, документальный фильм “Невидимые” 2017 года и триллер “Очень тёмные времена”). Позднее Фрост переключился и на сериалы. Началось всё с исландского мини-сериала “Скала” (2009), за ним последовал британский детективный сериал "Фортитьюд", действие которого происходит в заснеженной Норвегии. Не случайно фамилия композитора переводится с английского как “мороз”, а из тёплой Австралии музыкант перебрался в Исландию! Большую часть фильмов и сериалов, к звучанию которых Фрост приложил руку, объединяет это ощущение пустоты, отрешённости и холода.

Последний на данный момент релиз в дискографии Фроста - саундтрек к двум сезонам сериала “Тьма” - одной из многочисленных попыток стриминг-гиганта Netflix выйти на локальные рынки, создавая сериалы для не англоговорящей аудитории. Бену Фросту предложили написать музыку к этому непростому для восприятия сериалу, где действие постоянно переключается с одного временного пласта на другой - саундтрек Фроста работает в сериале как компас, позволяя лучше ориентироваться в запутанном сюжете.


Trevor Morris
“Железный кулак”, 2017; “Викинги”, 2013 - настоящее время; “Борджиа”, 2011-2013; “Тюдоры” 2007-2010

Тревор Моррис зарекомендовал себя как идеальный композитор для высокобюджетных исторических драм: “Викинги”, “Тюдоры”, “Борджиа”, “Столпы Земли” (2010), “Царство” (2013-2017) - он написал музыку для всех этих сериалов, а за “Тюдоров” даже получил премию Эмми. Этим, однако, его работа не ограничивается, Моррис один из самых разносторонних композиторов в современном Голливуде. Список его проектов - от малоизвестной экранизации “Голода” (2001) Гамсуна до боевиков “Падение Олимпа” (2013) и “Падение Лондона” (2016), известных игр вроде Need for Speed (2006) или Dragon Age: Inquisition (2014) - показывает, что Моррис способен создать подходящую музыкальную атмосферу и для королевского дворца, и для стритрейсерских гонок и для восточной эстетики супергеройского сериала “Железный кулак”.

Моррис, который в начале своей карьеры писал джинглы для радио и телевидения, начинал путь в кино под чутким руководством двух уже состоявшихся мастеров саундтрека - Джеймса Ньютона Ховарда (James Newton Howard) и Ханса Циммера. В команде Циммера начинающий композитор работал над музыкой к “Пиратам Карибского моря”, “Королю Артуру”, “Последнему Самураю” и многим другим фильмам, которые наверняка у вас на слуху.
Свою независимую работу композитор начал с сотрудничества с Джерри Брукхаймером, который уже знал Морриса по работе над “Пиратами Карибского моря”, а также с Нилом Джорданом и Ридли Скоттом. Негласный титул лучшего кинокомпозитора исторических сериалов Моррис заслужил позднее, эта часть его биографии началась в 2007 с выходом на экраны “Тюдоров”.

Сам композитор говорит, что историческая точность - воссоздание музыки той эпохи, использование характерных времени и месту инструментов - для него не так важна. Он хорошо разбирается в музыкальных инструментах тех лет, но предпочитает использовать их по-своему, потому что не хочет, чтобы исторический контекст ограничивал его как композитора. Например, в одном из последних выходящих до сих пор сериалов, “Викинги”, Моррис сотрудничает c норвежской дарк-фолк группой Wardruna, которая черпает вдохновение в скандинавской мифологии.
- Я правда верю, что я служу Истории, я её раб, а она моя хозяйка. Поэтому чем лучше история, тем усерднее я должен работать, - говорит Моррис.


Kyle Dixon & Michael Stein
"Очень странные дела", 2016 - настоящее время

Среди всех композиторов из этой подборки список проектов американских электронных музыкантов Кайла Диксона и Майкла Стайна - самый скромный. Но один из самых успешных сериалов Netflix за последние несколько лет трудно оставить без внимания. Чуть смешная, немного жуткая научно-фантастическая драма “Очень странные дела” очень удачно эксплуатирует ностальгию по 80-м с игровыми автоматами, только что вышедшими “Охотниками за привидениями” и детству в нецифровую эпоху, где компания друзей гоняет друг к другу в гости на велосипедах и играет в настольные игры. Кайл Диксон и Майкл Стайн отлично выполнили работу по созданию "машины времени" для современных подростков средствами музыкального сопровождения: в работе они задействовали аналоговые синтезаторы, секвенсоры и всё то, что придаёт сериалу характерное звучание 80-х.

Оба музыканта - участники до недавнего времени не особо известной синтвейв группы Survive, в которой кроме них играют ещё Адам Джонс и Марк Доника. Группа существует уже 10 лет, за это время музыканты записали несколько альбомов с электронной музыкой, фокусируясь на аналоговом звучании 80-х и вдохновляясь старыми фильмами ужасов. Один из их альбомов, “RR7349”, получил восторженные отзывы критиков и даже попал в чарт Billboard, - что, впрочем, неудивительно, учитывая, что альбом вышел несколькими месяцами после премьеры первого сезона “Очень странных дел”, который практически сразу стал хитом Netflix.

До сериала Диксон и Стайн вместе с группой поучаствовали в создании саундтрека к американскому инди-хоррору “Гость” (2014), а после этого сосредоточились на работе над тремя уже вышедшими сезонами “Очень странных дел”. В 2017 году они получили премию “Эмми” за главный саундтрек к сериалу. И несмотря на то что мы однозначно ещё услышим работы музыкантов в четвёртом сезоне сериала, который уже официально продлён, не исключено, что вскоре список их проектов расширится и другими работами в кино и на телевидении, ведь они преуспели в создании атмосферных аналоговых фонов.


Рамин Джавади
"Побег", 2005-2009; "Игра престолов", 2011-настоящее время; "В поле зрения", 2011-2016; "Мир дикого Запада"; 2016-настоящее время

Даже если вы живёте на необитаемом острове, едва ли вы могли не слышать об “Игре престолов” - самом популярном сериале HBO за всё время. Сериал начался ещё в 2011 году и закончился только в этом году, так что саундтреки к “Игре престолов”, написанные Джавади, можно слушать без остановки часами. Этот немецкий композитор, как и Тревор Моррис, начал свою карьеру в команде Ханса Циммера, а также немецкого композитора Клауса Бадельта. Вместе с ними он работал над музыкой к “Пиратам Карибского моря”, “Любовь по правилам и без” (2003), “Бэтмэн: Начало” (2005), “Остров” (2005) и другим. Первый опыт напиcания музыки для сериала Джавади получил в 2004, начав работу над телесериалом “Побег” (у него, кстати, есть одноимённая российская адаптация 2010 года, в которой сохранена музыка Джавади). За саундтрек к “Побегу” Джавади номинировали на премию “Эмми”, однако мировой успех пришёл к нему только с “Игрой Престолов”.

Сериал, снятый по бестселлеру Джорджа Р. Р. Мартина “Песнь Льда и Пламени”, эпическая фэнтези-эпопея для взрослых, подарил Джавади не только 8 лет плотной работы над музыкальным сопровождением для вымышленного мира, но и несколько номинаций и наград. Он также поучаствовал в записи вдохновлённого “Игрой Престолов” альбома “ For the Throne: Music Inspired by the HBO Series Game of Thrones”, на котором можно услышать треки от The Weeknd, X Ambassadors, The National, Rosalía, Элли Гулдинг (Ellie Goulding) и других. В 2016 году Джавади предложили поработать над саундтреком для ещё одного популярного сериала, снятого Джонатаном Ноланом и Лизой Джой - “Миром Дикого Запада” ("Westworld"), футуристическим вестерном, который тоже вышел на HBO.

Здесь работа композитора заключалась не только в написании ведущей темы, но и в создании ретро-аранжировок известных хитов - от Radiohead и Rolling Stones до Roxy Music и Wu-Tang Clan

До этого Джавади уже работал с Ноланом над менее известным сериалом "В поле зрения", который выходил с 2011 по 2016 год.
“Мир Дикого Запада” уже продлён на следующий сезон, поэтому музыку Джавади мы точно услышим ещё не раз.

22.08.2019, Анастасия ЛИДЕР (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: