ФЕСТИВАЛЬ  Osheaga 2019: Король и пляшут

Childish Gambino, Tame Impala, Нилюфер Янья и другие украшения лета - в репортаже Сергея Степанова из Монреаля

Одним из главных последствий проведенного на острове Святой Елены и занявшего два года косметического ремонта стали оптимизация фестивальной территории и потенциал увеличить аудиторию Osheaga с традиционных 135 до без малого 200 тысяч зрителей. Организаторы сразу оговорились, что расширение пространства гульбы будет постепенным, в 2019 году сделав лимитом отметку в 50 тысяч гостей в день. Впрочем, вся эта арифметика оказалась в итоге лишней - впервые за много лет все три фестивальных дня обошлись без солдаутов.

Однако если в пятницу и в субботу это было заметно невооруженным глазом, то воскресенье вполне напоминало триумф: уже во время ранних сетов собирались приличные толпы, а к середине дня к двум главным сценам (по-прежнему верным традиции не делать пауз между сетами - как только кто-то закончил играть справа, слева начинает следующий артист) было не подобраться. К тому же, очередному Osheaga исключительно подфартило с погодой: на протяжении всего уик-энда было безоблачно, но не так жарко, как все привыкли за предыдущие 13 лет.

Это не значит, что у фестиваля не было проблем: самые популярные претензии касались явно проигнорированной при ремонте EDM-сцены, чрезмерного энтузиазма при поливании зрителей водой из шлангов и невероятного количества пыли (особенно в переходах от главных сцен к дальним, где она стояла столбом). А вот дальнейшее увеличение и того безобразных цен на алкоголь вкупе с прошлогодней легализацией марихуаны возымело приятный эффект: пьяных в хлам bros было совсем мало, а публика в целом казалась добродушнее.

Так или иначе, для меня третий день 14-го Osheaga был особенным: в самом его начале я рассчитывал услышать живьем лучший альбом, а на его закате - лучшую песню этого года. О выпустившей весной выдающуюся дебютную пластинку "Miss Universe" Нилюфер Янье (Nilüfer Yanya) - стилистически гибкой англичанке барбадосских и турецких кровей - я с тех пор кричу на всех перекрестках, и ее короткий, но содержательный фестивальный сет лишний раз убедил, что не зря (жаль только, что пришлось пропустить других бравых дебютантов Fontaines D.C., игравших в это же самое время).

Оказавшись максимально близко к главной сцене, я хорошо рассмотрел и Нилюфер (в спортивных шортах и с формальным верхом, с электрогитарой и без тени сомнения в собственных силах), и ее группу (барабанщик, саксофонистка и клавишник, вскоре оказавшийся еще и басистом), и даже 14 лет прятавшиеся от меня часы с обратным отсчетом времени, оставшегося у той или иной группы. Тех же, кто стоял подальше, с Яньей знакомили красноречивый задник (ее имя крупными буквами) и мало на что похожие песни вроде "Paradise" или "Angels".

Обидно, правда, что едва ли не лучшую из них - "Heavyweight Champion of the Year" - испортили очередные, необъяснимо громко настраивавшиеся по соседству фолк-рокеры, но мы уже выяснили, что в теперешней фестивальной иерархии гитарных групп им принадлежат приоритетные права. Что до Нилюфер, то ей, возможно, подошла бы одна из более компактных сцен, у которых я обосновался на следующие несколько часов. Там репутационные баллы зарабатывали люди вроде Тейлора Беннетта (Taylor Bennett) - брата Chance the Rapper, посвящавшего песни их бабушке и своим самым верным (из твиттера) фанатам, не забывая делать обещания вроде "подпишитесь на меня в Instagram - и я отвечу тем же".

Поделив внимание между игравшими одновременно англичанином Сэмом Фендером (Sam Fender), вновь подтвердившим догадку, что для начинающих в наши дни рок-звезд музыка началась где-то с The Killers, и норвежкой Сигрид (Sigrid), напомнившей, что шлягер "Don't Kill My Vibe" я недавно слышал в исполнении Эль Фаннинг (Elle Fanning) в фильме под названием "Teen Spirit", я дождался, наконец, сета Real Estate, монреальские концерты которых пропускал в разные годы аж четырежды. "А мы неплохо звучим", - ликующе сообщил в какой-то момент солист, в целом не соврав: их мелодичный и беспечный джэнгл-поп - из категории того, чего этой Osheaga ощутимо не хватало для репрезентативности.

Справедливости ради, добрая половина аудитории Real Estate поспешила их променять на занявшего одну из главных сцен распылителя похожих, но других (бездельник-рок?) позитивных вибраций Мака ДеМарко (Mac DeMarco). Под конец своего сета канадец оказался топлесс и разошелся до того, что исполнил "Enter Sandman" Metallica, в некотором смысле подготовив к очередному сету - кажется, вышедшей в рекордсмены Osheaga (это было их пятое появление на фестивале) группы Metric, по меркам нынешнего лайнапа звучавшей как вполне себе classic rock.

Но покончим уже с предисловиями: этот день безраздельно принадлежал двум из трех хедлайнеров последнего Coachella, в Монреале волей случая оказавшимся в один и тот же вечер. Австралийский человек-оркестр Кевин Паркер (Kevin Parker), также известный как Tame Impala, стал последним, кому удалось - причем более-менее в одиночку - вывести хоть сколько-нибудь рок-музыку из фестивальных середняков в хедлайнеры (в этом десятилетии на перечисление подобных ему героев хватит пальцев одной руки), но на Osheaga об этом думалось в последнюю очередь.

Шоу Tame Impala оказалось именно что шоу - взявшим низкий старт с "Let It Happen", а к середине сета улетевшим в совершеннейшую стратосферу. Случилось это, пожалуй, на "Elephant" - и без того убойной песне, на которой замигали лазеры, превратившие все без исключения декорации Osheaga (от фонтанов и колеса обозрения до украсившей безоблачное небо луны) в футуристический парк аттракционов. (Помимо прочего, именно в этот момент стало ясно, что конфликта между психоделическим роком прежних и психоделическим диско нынешних Tame Impala нет вообще никакого конфликта - "Apocalypse Dreams" и "Borderline" звучат одинаково весело, громко и танцевально.)

Привезя в Монреаль кусочек Coachella (всю дебютировавшую в Калифорнии концертную установку потянет, по словам Паркера, еще разве что Гластонбери), Tame Impala предстали помолодевшей версией дважды закрывавших Osheaga The Flaming Lips - но лучший концерт дня (и, возможно, всего уик-энда) отыграли, представьте себе, не они. Фестивальным королем, составив идеальную пару со вчерашней Джанель Моне (Janelle Monáe), оказался диджей, рэпер, музыкант, актер, сценарист, режиссер - и, если уж на то пошло, новый Король Лев - Дональд Гловер (Donald Glover) a.k.a. Childish Gambino.

Появившись на небольшой платформе на почтительном расстоянии от главной сцены, Гловер начал с пары новых песен, но стопроцентным вниманием всех, кто его дождался, завладел сразу. Выбрав свой любимый концертный аутфит (белые штаны без рубашки) и объявив аудитории правила шоу ("много любви" и "никаких телефонов"; фестивальных фотографов на его шоу тоже не пустили), Дональд не вредничал и позировал для всех игнорировавших второе правило селфи - хотя с куда большей охотой разделил с кем-то из зрителей джойнт.

В отличие от иных закрывавших Osheaga рэперов, Childish Gambino приехал с полноценным - и превосходным - концертным составом, с легкостью лавировавшим между фанком, соулом и хип-хоп-битами (немного "Awaken, My Love!", чуть-чуть "Because the Internet", полдюжины неальбомных синглов и песен с будущего альбома) его образцового шоу, вышедшего на абсолютный пик на связке из "Human Sacrifice" и, куда без нее, "This Is America". Лучшая песня прошлого года в итоге впечатлила даже больше лучшей песни этого ("Borderline"), а Гловер меж тем не сбавлял ритм.

Даже выход на бис он обставил так, как умеют единицы (присев прямо перед камерой на лесенке за сценой и затеяв вполне чаплиновский диалог с публикой), и хотя у шоу Childish Gambino были свои фейерверки, его главным спецэффектом оказался сам артист с его магнетической харизмой и исключительным талантом выразительно заглянуть в каждую из нескольких дюжин концертных камер (опыт "Атланты" ему явно помогает и на сцене). Если совсем вкратце, это было незабываемое, сенсационное, эпическое шоу - а до 15-го фестиваля Osheaga осталась 51 неделя.

13.08.2019, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: