В минувшие выходные снова встретились вместе музыка, еда и политика, - причем последняя присоединилась к тусовке после долгого перерыва. Они сошлись не на дружеский фестиваль свободы, демократии и гастрономии, а в большой моральной битве, которая проходила в столице.
В Парке Горького прошел фестиваль Шашлык Live, один из дней которого, удивительным образом совпавший с акцией протеста за честные выборы 3 августа, был отдан празднику не только живота, но и уха. Пожирание мяса на Пушкинской набережной должно было сопровождаться выступлениями групп Чайф, 7Б, Сплина, Юлии Чичериной, почему-то бывшего солиста группы Земляне Сергея Скачкова, а также Ногу свело, Браво и Tequilajazzz. С тремя последними вышла незадача - группы Евгения Хавтана и Евгения Федорова узнали о своих выступлениях из СМИ. Максим Покровский хорошенько подумал и тоже опроверг свое участие — а потом еще подумал и даже пошел гулять по бульварам с мамой и дочкой. Дольше всех думал ведущий Алексей Кортнев, известный своими выступлениями на протестных митингах 2011-2013 годов - но и он отказался с формулировкой “по этическим соображениям”.
Откуда вдруг в этой симфонии мяса и рок-н-ролла взялись этические соображения? Очень просто. Выяснилось, что фестиваль был организован примерно за неделю до его проведения - как только стало известно о том, что независимые кандидаты в московскую Гордуму решили провести повторную акцию протеста 3 августа. Опробованная московскими властями технология не нова и имеет весьма внушительные исторические параллели - когда власти умирающего СССР в 1991-м году пытались удержать дома демократическую общественность, они устраивали на площадях бесплатные концерты поп-звезд и показывали по телевизору совершенно недоступные в ту пору кинокартины - например, “Анжелику в гневе”. Это не помогало - люди были слишком заведены и выходили на митинги миллионами.
Фестиваль-спойлер должен был заставить наименее уверенную в себе часть общества выбрать между свободой и едой в пользу последнего. Множество москвичей именно так и сделали. И не только москвичей - известный своим нежеланием комментировать актуальную повестку и вмешиваться в злобу дня Александр Васильев и его Сплин не только подтвердили свое участие, но и указали время сета - чтобы можно было, зажав кусок мяса в зубах, успеть подпеть “Выхода нет” или “Она жует свой орбит без сахара”. Другие специально не оповещали о своем выступлении на фестивале, но роль музыкального гарнира выполнили. Не сомневаемся, что это были выдающиеся выступления; обратите внимание на то, как созвучны слова “гарнир” и “гонорар”.
В общем, верстали программу нынешнего шашлычного праздника настолько быстро и бездарно, что некоторых участников перед включением в афишу элементарно забыли спросить "с кем вы, мастера культуры?". А те, кто ответил в нужном властям ключе, внезапно обнаружили себя замазанными по уши.
В результате весело оказалось всем — даже тем, кто на фестиваль шашлыка не пошел бы и по приговору суда.
Свихнувшиеся от радости организаторы сообщили, что к ним на праздник обугленного барана пришло 305 тысяч человек — то есть больше, чем вмещает “Нашествие” или, скажем, британский Glastonbury. В соцсетях фестиваль, разумеется немедленно высмеяли — весь понедельник Москва просто тряслась от хохота.
Власти сделали одну огромную ошибку. Устраивать этот фестиваль не надо было - надо было поддержать другой open air, который проходил в этот же день и который язык не повернется назвать спойлером: его готовили целый год. Это Пикник “Афиши” в Коломенском - на нем состоялось как минимум несколько выдающихся выступлений Группы Скриптонит, Басты, СБПЧ, а хедлайнером так и вовсе стали великие The Cure. Всю мощь близких к мэрии изданий и монстров районной прессы стоило бы направить именно на прославление “Пикника” - потому что своей программой он действительно смог отвлечь от протестов значительную часть москвичей. Тех из них, кто мучительно выбирал между хорошей музыкой и хорошим выступлением за свои права, и с болью выбрал первое.
А хороший фестиваль в тот же день похоронил свою репутацию из-за собственной страсти к перестраховкам. Общество “Мемориал” в своем шатре повесило счетчик задержанных на акциях в центре Москвы. “Пока мы тут гуляем, задержано … человек”, - гласил маленький плакатик, на котором постоянно росли трехзначные цифры. Организаторы “Пикника” попросили правозащитное общество (которое сами же, осмелев, пустили на собственный праздник) убрать этот счетчик. Аргументация была простая - вы хотите, чтобы нас закрыли? И табличку сняли. А сообщение об этом улетело в твиттер.
“Позорная история с табличкой “Мемориала” все перебивает. Сегодня этот фестиваль умер”, - написал в своем фейсбуке музыкальный журналист, немало сделавший для развития “Пикника”, бывший главред “Афиши” Александр Горбачев, не забыв предварительно похвалить фестиваль за профессионально составленный лайнап. Около пятидесяти задержанных, которых допрашивали в это время в расположенных неподалеку ОВД “Москворечье-Сабурово”, “Нагатино-Садовники” и “Нагатинский затон” с ним, вероятно, согласились бы.
С фестивалем Живого Шашлыка вот еще в чем незадача: именно избавление от жареного мяса, наряду с дурацкими аттракционами и местными мафиози в начале 2010-х стало символом тех знаковых перемен, которые произошли в ЦПКиО им. Горького при его самом знаменитом директоре Сергее Капкове. Именно по модели этих перемен Сергей Собянин, чьей правой рукой на несколько лет стал Капков, и начал переделывать и перепрограммировать Москву - поначалу, если помните, под одобрение даже оппозиционно настроенной общественности (с которой в первую половину 2010-х у московской власти, несмотря на принадлежность к партии “Единая Россия”, разногласий становилось все меньше и меньше). То есть московские власти не просто дрожащими руками собрали торопливый и недоделанный фестиваль без лица и стиля, а совершили еще и символическое преступление против своих же реформ. На это обратила внимание бывший журналист “Афиши”, а ныне руководитель бегового клуба Nike Александра Боярская - этот клуб как раз и появился в парке тогда, когда из него ушла шпана и гопота и появились сторонники здорового во всех смыслах образа жизни.
Однако нечто подобное произошло и с “Пикником “Афиши”: из почти самопального, маргинального праздника для своих (его первый выпуск в 2004 году просто закрыла милиция), трансформировавшегося затем в модель прекрасного города будущего (которая во многом и послужила прообразом собянинских реформ) он к нынешнему моменту окончательно превратился в фестиваль качественного музыкального потребления с большим количеством шатров от "спонсоров и партнеров издания". Стоило ему попытаться нарушить правила и побороться с собственным конформизмом и пригласить не оппозиционный даже, а просто независимый “Мемориал”, как вышел неприятный конфуз.
Впрочем, некоторые изменились куда сильнее. Русский рок, в 1980-е колотивший кованым сапогом в двери умирающей советской власти, за эпоху “Нашего радио” отрастил себе брюхо и финансовые запросы, превратившись в сборище условных вокально-инструментальных ансамблей Москонцерта. И когда на фестивале “Нашествие” песням рокеров подпевает рев моторов техники Минобороны, а прямо на фестивале работают пункты вербовки в армию, это выглядит грустно, но никак не противоречит его повестке. Как не противоречат своему амплуа и поджаренные временем артисты на сцене шашлычного фестиваля - в конце концов, на “Пикник Афиши” их больше не берут.
Рано или поздно все превращается в шашлык и сгорает на углях. Поэтому не стоит топить в презрении тех, кого еще двадцать лет назад слушали с интересом - как и тех, что начинал с веселых шествий по паркам, а потом превратились в степенный и представительный фестиваль. Это, в конце концов, просто скучно. Куда важнее понимать, что у некоторых твоих кумиров ещё остались честь и совесть, а твои земляки тысячами выходят на улицу за свои избирательные права, не боясь ареста и дубинки росгвардейца. Времена меняются буквально на глазах, выбор между Шашлыком и Пикником становится гораздо более разнообразным, а музыка из продукта аудиопотребления снова возвращает себе статус искусства, формирующего мировоззрение.
А самый важный момент музыкального дня 3 августа - когда со сцены хип-хоп фестиваля Rhymes Show в Лужниках рэпер Face говорит своим слишком молодым и для Пикника, и для Шашлыка зрителям о том, что народ все равно победит. И заканчивает свой монолог лозунгом, звучащим на бульварах всего в пяти километрах отсюда — “Допускай!”. И никто не делает в штаны от испуга: ни московская власть — потому что поздно, ни музыкант на сцене — потому что с чего бы, ни его зрители — потому что большинство из них просто больше не едят мяса.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)