ФЕСТИВАЛЬ  Пикник Афиши 2019: кого смотреть

The Cure, Royal Blood, Lafawndah, Rosie Lowe и другие - гид по пикнику Афиши 2019

Время, когда Пикник Афиши был не "главным московским фестивалем", а по сути единственным, осталось далеко позади. Теперь у нас что не выходные, то летний фестиваль, а то и несколько. И конкурировать за зрителя приходится не только "силой бренда" (тут Пикнику по-прежнему нет равных), но и составом музыкантов.

Главный козырь Пикника-2019 – это, разумеется, выступление The Cure. До этого они были в Москве лишь однажды, на Максидроме-2012, и концерт был совершенно выдающийся. Идеальный звук, запредельная сыгранность и три с лишним часа музыки, за которые не успеваешь не то, что заскучать, но даже отбежать за водой. С тех пор Роберт Смит (Robert Smith) и его коллеги вроде бы не стали моложе, но Cure время совершенно не берет. Страшное дело, группе стукнуло 40 (а заодно 30 – лучшему по мнению многих альбому "Disintegration"), при этом образовавшиеся на пару лет позже Metallica уже кажутся живыми ископаемыми, да и повлиявшие на всё и вся Depeche Mode незаметно превратились в "nostalgia act". А у Cure все по-прежнему – трехчасовые концерты, вариативный сетлист с сюрпризами ("Wendy Time" не игралась живьем с 1992-го), и это еще группа (возможно, пока) не играет новых песен, которые уже готовы и вроде бы выйдут осенью. И кажется, немалая часть зрителей в этот раз пойдут в Коломенское только ради этого британского коллектива.

Рэпер Pusha T тоже в Москве не впервые, пять лет назад он выступал на Bosco Fresh Fest. Но с тех пор выросли и его личные акции (плюс два альбома и одна номинация на "Грэмми" за прошлогодний диск "Daytona", "фичеры" у Major Lazer, Linkin Park, Flume и Gorillaz), да и акции хип-хопа в целом, который с тех пор стал безальтернативной "музыкой для масс".

А вот Mura Masa в Москве еще не выступал, да и когда ему было успеть – парню всего 23, карьера по сути только начинается. В дискографии всего-то один альбом, а вот статуэток "Грэмми" уже больше, чем у того же Pusha T – одна (у Пуши ни одной), правда не за собственную запись, а за ремикс для Haim. Музыка Mura Masa – довольно характерный для конца 2010-х гибрид диско, синтетического фанка, R&B и бас-музыки. Хромые биты, жирные синтезаторные аккорды, немного автотюна на голосе. На альбоме еще и собран весь бомонд в качестве приглашенных гостей – A$AP Rocky, Charli XCX, Christine & The Queens и даже старый добрый Джейми Лиделл (Jamie Lidell). На концертах тоже, разумеется, "фулл бэнд" – вокалистка, живая ритм-секция и всё такое. Короче говоря, стильно – модно – молодежно.

Вообще, Пикник в этом году будто бы проходит под девизом "rock vs urban", и победу рока в этой воображаемой битве должна обеспечить брайтонская группа Royal Blood. Если Cure кладут на чашу воображаемых весов свои суммарные заслуги перед музыкальным миром, то молодые британцы берут тяжестью гитарных рифов. Royal Blood рубят старорежимный хард-н-хеви так, словно семидесятые (а может и шестидесятые – Майк Керр и Бен Тэтчер явно неравнодушны к гаражному року) не заканчивались. В общем, как говорили создатели одного известного фильма, "приготовьтесь, будет громко".

В локальной "битве рока против рэпа среди артистов из России и СНГ", впрочем, явно побеждает рэп. На одной стороне – шоукейс объединения "Газгольдер" с Бастой, Смоки Мо и живым составом Скриптонита, на другой – группы Дайте Танк (!) и Казускома, а без обычного для пикников отечественного рок-хедлайнера в этот раз решили обойтись.

2019-й – еще и перекрестный год музыки России и Великобритании, что на Пикнике тоже не отразиться не могло. По правде говоря, состав и так почти целиком вышел российско-британским, но вдобавок к этому на фестивале будет отдельная российско-британская сцена, о которой стоит поговорить отдельно, благо имена здесь чуть менее раскрученные, но в целом не менее интересные.

Певица и аудиохудожник Lafawndah издается сразу на двух очень влиятельных в мире электроники лейблах, Warp и !K7, а также сотрудничает с Лорел Хало (Laurel Halo) и Мидори Такада (Midori Takada). Её собственная музыка звучит как медленный и разреженный экспериментальный пост-R&B, но для этого фестиваля она готовит специальный перформанс вместе с Катериной Шилоносовой aka Kate NV.

Роузи Лоу (Rosie Lowe) тоже играет современный соул, но подходит к нему радикально иначе. Если Лафанда, уж простите за цитату, "вся такая пост-пост, вся такая мета-мета" – рваный ритм, обработка на голосе, в общем, не песни, а какие-то аудиоскульптуры, то Роузи на её фоне звучит как ретро-поп, привет девяностым, а то и восьмидесятым. При этом она не менее охотно, чем её коллега, сотрудничает с электронщиками. Её голос можно слышать и у Machinedrum, и у Falty DL, и даже у Bicep в треке "Vale". Там она спела всего несколько строчек, но ощущение щемящей грусти в этой композиции создает именно её голос.

Лондонская группа Benin City, клиенты моднейшего лейбла Moshi Moshi, где в разное время появлялись The Drums, Florence & The Machine, Hot Chip и Hercules & Love Affair, позиционирует себя как "электрический брасс-бэнд", т.е. духовой оркестр с электронной ритм-секцией, но треки у них очень разные, а живьем они похожи не то на афро-диско, не то на фанк, не то на хип-хоп откуда-то из восьмидесятых. Много народу на сцене, много звука, много веселья.

Москва, парк Коломенское
3 августа, 12:00

23.07.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: