ФЕСТИВАЛЬ  Ферзевый гамбит

На фестивале Chess & Jazz 2019 в Москве выступят GoGo Penguin, Haelos, Грегори Портер и другие

Этим летом в Москве на открытой площадке сада "Эрмитаж" уже во второй раз пройдет фестиваль Chess & Jazz. Программа на этот раз разделена на два дня, и посмотреть здесь явно будет на что. В пятницу на сцену выйдут британцы GoGo Penguin, в субботу – их соотечественники Haelos и американский певец Грегори Портер (Gregory Porter), а всего в программе Chess & Jazz 2019 заявлено 8 артистов.

Хедлайнер пятницы, манчестерское трио GoGo Penguin – резиденты лейбла Blue Note и едва ли не главная надежда современной джазовой сцены. Строго говоря, GoGo Penguin – даже и не совсем джаз, группа примерно в равной степени наследует джазу, электронике и академическому минимализму. Среди своих вдохновителей они называют Esbjörn Svensson Trio, Брайана Ино (Brian Eno), Massive Attack (Massive Attack), а также Aphex Twin, Шостаковича и Дебюсси, но по сути являют собой вполне традиционное джазовое трио. Ритм-секция в составе контрабасиста Ника Блаки (Nick Blacka) и барабанщка Роба Тернера (Rob Turner) начинала в составе весьма консервативного джаз-квинтета The Magic Hat Ensemble, а пианист Крис Иллингворт (Chris Illingworth) отвечает скорее за минималистский вектор.

Влияние электроники на творчество группы проще всего описать фразой, когда-то сказанной о Red Snapper – "они играют на живых инструментах, но делают это настолько хорошо, что кажется, будто это сэмплы". Несмотря на джазовую основу, GoGo Penguin совсем не чураются репетативности, а ритм-секция запросто выводит на живых инструментах рисунки, характерные для техно, трип-хопа или джангла, играя при этом нарочито ровно и чисто, почти механистично.

Выпустив два альбома на небольшом манчестерском лейбле Gondwana Records, троица заполучила контракт с лейблом Blue Note – едва ли не самым влиятельным на планете издателем джаза, работающим уже 80 лет. В Москву группа едет с материалом прошлогоднего диска "A Humdrum Star", ставшего уже вторым релизом группы на Blue Note Records.

Лондонский коллектив HÆLOS, который выступит на фестивале в субботу – редчайшие по нынешним временам представители жанра трип-хоп, некогда суперпопулярного, а в последнее время живого главным образом усилиями Massive Attack. HÆLOS – тоже в некотором роде наследники Роберта Дель Найи (Robert Del Naja) сотоварищи, но только по одной линии. Грубо говоря, песни HÆLOS произрастают не из мрачноватого "Mezzanine", а откуда-то из "Protection" или "Unfinished Sympathy", это музыка грустная, но при этом светлая. Да и неторопливые брейкбитовые ритмы создают уверенное ощущения флешбека из начала девяностых. Еще один ориентир для сравнения – поздние UNKLE. У HÆLOS тоже мощный живой состав (на сцене группа превращается в квинтет с живой ритм-секцией, гитарой, обилием клавиш и модульной системой – электроника здесь занимает далеко не последнее место) и манера петь в несколько голосов, где ведущая роль как правило достается Лотти Бенардоут (Lotti Benardout).

В 2015-м группу подписал американский лейбл Matador (нет пророка в своём отечестве!), где HÆLOS выпустили дебютный альбом "Full Circle". Пластинка ухитрилась попасть в чарты, после чего группа отправилась в огромное турне, а следующий диск "Any Random Kindness" (2019) группа издавала уже в системе всемогущего BMG. Классический пример "артистов на взлете".

Американского певца Грегори Портера, пожалуй, есть основания считать хедлайнером номер один всего фестивалях – в конце концов, если в названии есть слово "джаз", то отдуваться за всех будет джазмен старой школы. Портеру 47, родом он из Калифорнии (хотя уже давно живет в Нью-Йорке), а в его дискографии пять студийных альбомов за один из которых он получил "Грэмми". Интересно, что первый альбом Портер выпустил в 39, а до этого, как и полагается джазовому певцу, выступал в барах и завоёвывал себе место в шоу-бизнесе в конкурентной борьбе.

Всем афроамериканским певцам, чья карьера проходит в нулевые, очень хочется приписать ярлычок "новый соул", но это точно не про Портера. Его соул (а также блюз и госпел) – как раз старый, какого сейчас не делают. Главный козырь Грегори Портера – мощный бархатный голос. Он вдохновляется Нэтом Кингом Коулом (Nat King Cole), его песни порой смахивают на Рэя Чарльза (Ray Charles), а в сопровождении оркестра (как на прошлогоднем концертнике "One Night Only: Live at the Royal Albert Hall") Грегори способен звучать совсем как Синатра. В Москве состав будет чуть поменьше, что, наверное, и к лучшему – в джазовом обрамлении он смотрится более органично, да и музыкантов выбирает отменных.

Фестиваль джаза и шахмат Chess & Jazz 2019
26-27 июля
Москва, Сад "Эрмитаж"

18.07.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: