Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них.
Beyoncé "Cowboy Carter"
"Второй акт" обещанной трилогии, "Cowboy Carter" - еще один концептуальный колосс: если "Renaissance" притворялся DJ-миксом, то новый альбом делает вид, что он - радиопередача на выдуманном KNTRY Radio (что-то вроде саундтрека к "Однажды в… Голливуде", только диджеями тут работают Вилли Нельсон, Долли Партон и - спросите гугл - Линда Мартелл). Поскольку это пластинка Бейонсе, поучаствовать в ее записи сочли за честь все на свете, от Стиви Уандера (Stevie Wonder) и лауреатки Пулитцера Рианнон Гидденс (Rhiannon Giddens) до Майли Сайрус (Miley Cyrus) и Пост Мэлоуна (Post Malone), не говоря уже о трех десятках сопродюсеров и 6-летней Руми Картер. Поскольку это 79-минутный альбом, берущий за точку отсчета - и пробующий поставить на место - музыку кантри, "Cowboy Carter" - местами утомительное, но бесконечно увлекательное путешествие со всеми остановками: кавер-версиями "Blackbird" (отличной) и "Jolene" (так себе), семплами из хитов Нэнси Синатры (Nancy Sinatra) и группы Underworld (!) и лирическими отступлениями на территории R&B, фламенко и классик-рока. "Это не кантри-альбом, это альбом Бейонсе", - зачем-то уточняет сама Queen Bey, чья восьмая пластинка доводилась до ума пять лет и имеет как никогда очевидные шансы - не мытьем, так катаньем - добыть ей "Грэмми" в категории "Альбом года".
Julia Holter "Something in the Room She Moves"
Джулия Холтер имеет приблизительно нулевые шансы выиграть "Грэмми" в какой угодно категории, но в поп-диву редкого калибра - с прибавляемой по инерции приставкой "арт" - выросла за последние лет десять и она. На своей шестой пластинке, название которой - спонтанно переиначенная строчка из песни The Beatles, Холтер окончательно выходит в лигу имени самой себя - хотя мне по-прежнему кажется, что она и Bat for Lashes глубже всех наследниц Кейт Буш (Kate Bush) докопались до сути ее творческого метода. Интересно, что и Наташа Хан (Natasha Khan), чей новый альбом выйдет в конце мая, и наша мартовская героиня вдохновлялись первыми для обеих опытами материнства, и в случае Джулии это слышно с первых нот первой же песни "Sun Girl" - сыгранной на флейте и игрушечных инструментах считалочки. Впрочем, на одном месте Холтер надолго не задерживается, и пластинку поочередно уносит то в вокальный фристайл в духе поздней Бьорк (Björk), то в хрупкий эмбиент, то в психоделический фолк. Ах да, даже не пробуйте слушать это фоном - тут нужны безраздельное внимание и хорошие наушники.
Elbow "Audio Vertigo"
Пять лет и пару пластинок назад стало казаться, что группа Elbow - мастера саморедактуры, эталон надежности, стабильный аргумент в защиту пост-бритпопа - сдает позиции: Гай Гарви (Guy Garvey) не разучился писать остроумные тексты, а его группа - хорошие песни, но от них впервые за два десятилетия повеяло застоем. Elbow - слишком тертые калачи, чтобы им подходили определения типа "перезагрузка", так что скажу иначе: на своем десятом альбоме манкунианцы не на шутку взбодрились. Elbow всегда умели работать с ритмом, но тут они бесстрашно пробуют себя в дисциплинах, белым мужчинам средних лет дающихся далеко не всегда, и решительно преуспевают: окрыленная афробитом "Lovers' Leap" - лучшая песня группы за много лет. Вся первая сторона "Audio Vertigo" - одна из самых убедительных в дискографии Elbow, которым удаются и фирменная меланхолия ("Her to the Earth"), и грязный грув ("Balu"). Side B начинается на ура (с безотлагательно классического заявления "there's no cocaine in this cocaine"), но в целом слабее - и это, пожалуй, единственная претензия к альбому.
Ride "Interplay"
Из двух мартовских пластинок титанов шугейза за явным преимуществом побеждает восьмой альбом оксфордского квартета Ride. Через 10 лет после его воссоединения нельзя не признать, что шугейз-группы, не поспешившие с реюнионами (см. также: Slowdive) находятся в лучшей форме, нежели сделавшие это первыми My Bloody Valentine (где новый альбом, мистер Шилдс?) или The Jesus and Mary Chain, чья седьмая пластинка "Glasgow Eyes" - унылое повторение давно пройденного. Сочиненный и записанный во время пандемии "Interplay" - это, напротив, новый этап эволюции звучания Ride, остающихся образцово сыгранным составом (он у группы не менялся с момента ее основания в 1988 году) и лучшими мелодистами переживающего очередной ревайвл жанра. "Monaco", "Peace Sign" и "I Came to See the Wreck" должны стать украшениями сетлистов не только ближайшего, но и будущих туров группы, а кода "Light in a Quiet Room" по части размаха соревнуется с каноническим интро к "Leave Them All Behind".
Faye Webster "Underdressed at the Symphony"
Успев угодить во многие списки лучших альбомов 2019 и 2021 года (а также, что сослужило ей еще более верную службу, в один из плейлистов Барака Обамы), уроженка Атланты Фэй Уэбстер уехала записывать свою пятую пластинку в Техас - и неминуемо вписалась в один из главных музыкальных трендов 2024-го. Уэбстер и раньше неровно дышала к кантри, так что здешнее доминирование педал-стила ее песням и привычно, и к лицу - уж всяко больше, чем камео земляка и детского друга Фэй, рэпера и новоявленной звезды психоделик-рока Lil Yachty. Наряду с ним, на альбоме с легкостью уживаются вызывающе неспешные кантри-баллады ("Thinking About You"), пережеванные вокодером миниатюры ("Feeling Good Today") и просто хорошие песни ("eBay Purchase History", титульная) - "Атланта", увы, закончилась, но Атланта по-прежнему рулит.
Hooverphonic " Fake Is the New Dope"
Промахнувшийся мимо большинства радаров blast from the past - 12-й альбом ветеранов киногеничного трип-хопа, когда-то звучавших в "Ускользающей красоте" Бертолуччи и игравших на "Максидроме" в "Олимпийском", а три года назад представлявших Бельгию на конкурсе "Евровидение". Воссоединившись с вокалисткой своего классического состава Гейке Арнарт (Geike Arnaert), Hooverphonic даже в этом смысле повторяют за Morcheeba: их новые песни радуют не столько сами по себе, сколько на контрасте с теми, которые пели обреченные на провал сменщицы Гейке и Скай (Skye). Лучшие из этих песен по-прежнему балансируют на грани инди-попа и даунтемпо, но пробуют Hooverphonic и что-то новое: явным хайлайтом, как и на предыдущей пластинке "Hidden Stories", оказывается номер, берущий на вооружение духовые и гитарные трели вполне в духе Calexico (тогда - "Full Moon Duel", сейчас - "Por Favor").
Ed Harcourt "El Magnifico"
В начало нулевых возвращает и десятая пластинка англичанина Эда Харкорта, чей дебютный альбом "Here Be Monsters" удостоился 23 года назад номинации на Mercury Prize. С тех пор Эд попробовал себя в амплуа сонграйтера на час, сочиняя песни - и целые альбомы - для поп-звезд вроде Софии Эллис-Бекстор (Sophie Ellis-Bextor) и Паломы Фейт (Paloma Faith), написал музыку к неавторизованному сиквелу "Донни Дарко" и играл с людьми в диапазоне от Эрика Трюффаза (Erik Truffaz) до The Libertines. Лучшие записи Харкорта всегда звучали, как недостающее звено между Ричардом Хоули (Richard Hawley) и Руфусом Уэйнрайтом (Rufus Wainwright), и на "El Magnifico" он не изменяет себе. Верен Эд и привычке использовать подсказку "звонок другу": на альбоме гостят фолк-певица Кэтрин Уильямс (Kathryn Williams) и Грег Дулли (Greg Dulli) из The Afghan Whigs и The Gutter Twins. Где-то избыточная, но чаще неотразимая пластинка остающегося недооцененным пианиста, певца и сонграйтера.
Amaro Freitas "Y'Y"
Слушая "Y'Y" и не зная, кто такой Фрейтас (но видя среди участников записи Джеффа Паркера из Tortoise), немудрено предположить, что это очередная большая удача ведомого Паркером чикагского лейбла International Anthem. Но у IA в марте другие - поскромнее - удачи, Фрейтас - не то чтобы новый и уже довольно большой для бразильского джаза человек, а на его новом альбоме гостит не только Паркер, но и, например, вездесущий Шабака Хатчингс (Shabaka Hutchings). Фрейтас известен как блестящий пианист, но на "Y'Y" его основной инструмент органично растворяется в океане перкуссий - то маскирующихся под звуки природы, то учиняющих фри-джазовую какофонию. Вдохновленная дождевыми лесами Амазонии, пластинка не просто звучит или там пульсирует, но журчит, шелестит и дышит - ничего витальнее я этой весной пока не слышал.
Nils Frahm "Day"
Немного зарапортовался фаворит "Прослушки" Нильс Фрам, чья новая, бог весть какая по счету пластинка - первая за несколько лет, которую не хочется поскорее поставить на полку. "Day" - одна из самых лаконичных и аскетичных записей немецкого композитора, составляющая резкий контраст с его предыдущим альбомом, трехчасовым эмбиентным эпосом "Music for Animals". Подобно другим выступлениям в дисциплине solo piano (сразу вспоминается "12", прощальный шедевр Рюити Сакамото), "Day" делает ставку на камерную простоту: прислушиваясь к этим шести пьесам, слышишь каждый шорох и скрип, вплоть до дыхания пианиста и лая соседской (?) собаки. Но, если честно, пластинку так и подмывает сократить до EP с "You Name It" и "Butter Notes" - высоту, к которой успел приучить Фрам, берут только эти две композиции.
Альбом месяца
Four Tet "Three"
Есть ощущение, что во время пандемии мой любимый электронщик окончательно стал всеобщим любимцем - вплоть до солдаута в нью-йоркском Madison Square Garden и хедлайнерского сета на Coachella в компании Fred again.. и Скриллекса (Skrillex). И хотя такие трипл-биллы вызывают противоречивые эмоции, для резюме Кирана Хебдена (Kieran Hebden) это, очевидно, плюс - как и выигранная им у Domino битва за справедливые роялти, как и недавние коллаборации с Мэдлибом (Madlib), Уильямом Тайлером (William Tyler), Burial и Томом Йорком (Thom Yorke), благодаря группе которого я когда-то впервые услышал Four Tet. С тех пор прошло две декады, по ходу которых Хебден в совершенстве освоил два регистра: диджея, способного поставить на уши любой танцпол (и да, вдохновить Скриллекса), и виртуоза того, что когда-то называли фолктроникой: звенящей колокольчиками-бубенчиками, примиряющей с какой угодно действительностью теплокровной электроники, которую красиво заносит то в трип-хоп, то в неоклассику, то во фри-джаз с восточными мотивами. 12-я полнометражная пластинка Four Tet - из последних: это компактное, доходчивое, мастерски отредактированное выступление в режиме "тихо, но лихо", воображаемый диалог DJ Shadow времен "Endtroducing..." и да, нынешнего Fred again..
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1966 – Родился Кристоф Шнайдер aka Doom, барабанщик группы Rammstein. Не смотря на суровое прозвище, Шнайдер слушает всё, что кажется ему интересным на данный момент, например Coldplay или Мадонну »»
Joe TAYLOR (1921)
Kit LAMBERT (1935)
Carla BLEY (1936)
Eric BURDON (1941)
Susan STENGER (1955)