В минувшем году я посмотрел 145 новых фильмов и - полностью или частично - 49 новых или вернувшихся в эфир сериалов - как всегда, прислушиваясь к звучавшим с больших и малых экранов мелодиям и песням. Многие из них были выпущены в виде саундтреков, лучшие - украсили традиционный топ-10 "Целлулоида". Дежурный дисклеймер: рассматривалась только официально изданная музыка к фильмам и шоу, которые я смотрел. Ну а чтобы было веселее, к топ-10 впервые прилагаются бонус-треки: топ-5 нидл-дропов и аккуратно собранные плейлисты с лучшей экранной музыкой 2023 года.
№10
"Город астероидов" (Asteroid City)
Кино: Верный авторскому modus operandi, но самый серьезный за долгое время фильм Уэса Андерсона - как обычно, собравшего грандиозный актерский ансамбль (лучше всех - Скарлетт Йоханссон), чтобы форма вновь победила содержание в новом для режиссера жанре научной фантастики. Джарвис Кокер (Jarvis Cocker) играет ковбоя.
Музыка: Еще одна довольно типичная для Андерсона компиляция: немного орнаментальной музыки Александра Деспла, немного архивного кантри и блюграсса (действие одного из сюжетов происходит в Аризоне 1950-х) и две оригинальные песни, одна из которых может принести Джарвису и Ричарду Хоули (Richard Hawley) номинацию на "Оскар".
Момент: Alexandre Desplat "WXYZ-TV Channel 8"
№9
"Монстр" (Kaibutsu)
Кино: Лауреат Канн (премия за лучший сценарий) и хит фестивального сезона (от Лондона до Торонто) - нежная и тонкая драма о детской дружбе и взрослых предрассудках, ставшая возвращением режиссера Хирокадзу Корээда на родину и еще одним прощанием с его великим соотечественником Рюити Сакамото.
Музыка: Еще один топ-10, еще одно почетное и полностью заслуженное камео Сакамото, для которого "Монстр" - последняя работа в кино: здоровья сэнсэя хватило на две оригинальные темы, на саундтреке дополненные фрагментами его последнего студийного альбома "12" и более ранними пьесами.
Момент: Ryuichi Sakamoto "Monster 1"
№8
"Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая" (Mission: Impossible: Dead Reckoning Part One)
Кино: Седьмая часть поразительно живучей экшн-франшизы с Томом Крузом в роли американского Бонда - давно прибавляющей от фильма к фильму, а в 2023-м всерьез замахнувшейся на планку, установленную первым "Крепким орешком" и последним "Безумным Максом" - лучшими боевиками в голливудской истории.
Музыка: Предположительно вредный для здоровья, но не для ритма седьмой "Миссии" помпезный пульс фильма, которого уже хватило на три саундтрека: оригинальный (2 часа), дополненный (2 часа 20 минут) и расширенный (до трех часов). Мне, правда, по-прежнему милее всего его двухминутное резюме из выпущенного позапрошлым летом трейлера.
Момент: Lorne Balfe "Murder and The Orient Express"
№7
"Убийца" (The Killer)
Кино: Вышедший на Netflix и во многом из-за этого промахнувшийся мимо многих радаров остросюжетный триллер (производственная драма? черная комедия?) Дэвида Финчера, которого только ленивый не сравнил с Мельвилем и его "Самураем": Майкл Фассбендер два часа говорит и показывает, как устроена личная и профессиональная жизнь элитного наемника. (Спойлер: убийце нравятся The Smiths.)
Музыка: Любимцы Финчера (и "Целлулоида"!) Трент Резнор и Аттикус Росс, в "Убийце" работающие в регистре "Исчезнувшей" (а если точнее - тамошней "Consummation"): если саундтреки к "Душе" и "Империи света" дали шанс забыть, что их авторы - титаны индастриал-скрежета, то музыка к "Убийце" об этом решительно напоминает.
Момент: Trent Reznor & Atticus Ross "The Sunshine State"
№6
"Оппенгеймер" (Oppenheimer)
Кино: Лучший фильм года по версии вашего автора и - для начала - жюри "Золотого глобуса", только что наградившего "Оппенгеймер" пятью премиями. Феномен "Барбенгеймера" приблизил сборы фильма к немыслимой для трехчасовой разговорной драмы отметке в миллиард долларов США, но свое место в истории magnum opus Кристофера Нолана заработал бы и без прикладных побед.
Музыка: Надо ли говорить, что разделили "Барби" с "Оппенгеймером" и "Глобусы" за лучшую музыку, но если саундтрек к самому кассовому фильму года запомнился двумя или тремя моментами, то работа Людвига Йоранссона вполне под стать нолановской монументальности - которая, как выяснилось, прекрасно обходится без некогда синонимичного ей пафоса Ганса Циммера (Hans Zimmer).
Момент: Ludwig Göransson "Can You Hear the Music"
№5
"Оставленные" (The Holdovers)
Кино: Делящая русскоязычное название с моим любимым сериалом новая рождественская классика - трагикомедия Александра Пэйна, воссоединившегося со звездой его же "На обочине" Полом Джаматти, чтобы рассказать историю о встрече трех одиночеств: вредного учителя, высокомерного студента и переживающей личное горе школьной поварихи.
Музыка: Образцовая подборка поп-, фолк- и рождественских стандартов преимущественно полувековой давности: на премьере фильма в Торонто Пэйн честно признался, что "Оставленные" выводят его одержимость кинематографом 1970-х на радикально новый уровень. Плюс оригинальная музыка Марка Ортона (Mark Orton) и абсолютно естественные в этой компании Khruangbin.
Момент: Khruangbin "A Calf Born in Winter"
№4
"Кортни Барнетт: Anonymous Club" (Anonymous Club)
Кино: Не слишком убедительный, но хотя бы пробующий докопаться до глубин психики - и творческого метода - своей героини рок-док, снимавшийся, пока Кортни гастролировала в поддержку своей второй сольной пластинки и начинала дружить с барабанщицей Warpaint Стеллой Мозгавой (Stella Mozgawa).
Музыка: Инструментальный альбом, также известный под названием "End of the Day" и ставший финальным релизом основанной Барнетт и ее экс-герлфренд Джен Клоэр (Jen Cloher) фирмы грамзаписи Milk! Records: 40 минут отменной, никуда не спешащей и всюду успевающей эмбиент-американы.
Момент: Courtney Barnett "Start Somewhere"
№3
"Вулкан любви" (Fire of Love)
Кино: По делу номинированный на "Оскар" (и уже напросившийся на игровой ремейк) документальный фильм о паре французских вулканологов, посвятивших всю свою - в том числе, совместную - жизнь наблюдениям за извержениями вулканов и в итоге похороненных под одним из них.
Музыка: Половина еще одного французского дуэта Air Николя Годен в его лучшей форме - где-то продолжающий эволюцию его недооцененной сольной дискографии, а местами (см. "Момент") непредвиденно дающий совершеннейшего Вангелиса (Vangelis).
Момент: Nicolas Godin "Approaching the Beast"
№2
"Убийцы цветочной луны" (Killers of the Flower Moon)
Кино: Еще одна квинтэссенция позднего Скорсезе - объединившая его главных муз Де Ниро и ДиКаприо 3,5-часовая адаптация нон-фикшна о потрясшей округ Осейдж волне убийств 100-летней давности. Третий акт, кажется, можно было бы сократить втрое, но кто мы такие, чтобы говорить величайшему из ныне живущих режиссеров, как ему тратить 200 миллионов от Apple?
Музыка: Посмертный круг почета в исполнении пионера американы, гитариста Дилана и The Band и серийного соратника Скорсезе Робби Робертсона, чьи корни (мать Робби выросла в резервации в Онтарио) позволила ему органично - а местами прямо-таки блестяще - совместить музыку первых народов с собственным блюзовым бэкграундом.
Момент: Robbie Robertson "They Don't Live Long"
№1
"Наследники" (Succession), Сезон 4
Шоу: Лучший сериал минувшего года и последних лет, покинувший эфир на своих условиях (то есть, гораздо раньше, чем этого, наверное, хотелось бы студийным боссам) и на абсолютном пике: оказывается, для подлинного величия заезженному телевизионному жанру "богатые тоже плачут" не хватало британского юмора и щепотки Шекспира.
Музыка: Лучший саундтрек минувшего года и последних лет: девять мест в этом топ-10 заняли фильмы, но самой запоминающейся вновь - в четвертый раз за пять лет - оказалась музыка к сериалу. Написав одну виртуозно скрестившую классику и хип-хоп музыкальную тему, Николас Брителл растянул ее нюансы и оттенки на четыре полнометражных саундтрека, последний из которых вышел особенно мощным.
Момент: Nicholas Britell "It's Done"
Зал славы "Целлулоида"
2000 - "Девственницы-самоубийцы" (The Virgin Suicides)
2001 - "Амели" (Le Fabuleux Destin d'Amélie Poulain)
2002 - "Банды Нью-Йорка" (Gangs of New York)
2003 - "Трудности перевода" (Lost in Translation)
2004 - "Убить Билла 2" (Kill Bill: Vol. 2)
2005 - "Клиент всегда мертв" (Six Feet Under)
2006 - "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette)
2007 - "Однажды" (Once)
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)
2020 - "Душа" (Soul)
2021 - "Подземная железная дорога" (The Underground Railroad)
2022 - "Будет больно" (This Is Going to Hurt)
2023 - "Наследники" (Succession)
Бонус-треки: 5 лучших нидл-дропов 2023 года
№5
R.E.M. "Strange Currencies" ("Медведь")
Deep cut R.E.M. берет не только качеством, но и количеством: во втором - превосходном - сезоне "Медведя" он звучит аж трижды и настолько к месту, что сами R.E.M. выпустили вдохновленные сериалом сингл, клип и мерч.
№4
Björk "All Is Full of Love" ("Грызня")
Не отставая от "Медведя" и "Шершней", еще одним королем ностальгических нидл-дропов оказался в минувшем году мини-сериал о последствиях дорожного гнева - чаще склонявшийся к ню-металу и альт-року, но особенно угадавший с великой песней Бьорк.
№3
Ryan Gosling "I'm Just Ken" ("Барби")
Песни Билли Айлиш (Billie Eilish) и Дуа Липы (Dua Lipa), очевидно, лучше, но ни одной из них не повезло с использованием в "Барби" так, как пауэр-балладе об экзистенциальных страданиях Кена. "Оскар" маловероятен (Билли же), но все еще возможен.
№2
Maustetytöt "Syntynyt suruun ja puettu pettymyksin" ("Опавшие листья")
Решительно из ниоткуда возникают в "Опавших листьях" состоящий из двух сестер финский электропоп-дуэт и эта их песня, но если у замечательной трагикомедии Аки Каурисмяки есть кульминация, то это именно она.
№1
Taylor Swift "Love Story (Taylor's Version)" ("Медведь")
Саундтрек к "Медведю" известен как торжество dad-рока, но было бы странно, если бы подведение каких угодно итогов 2023 года обошлось без Тейлор Свифт, и "Медведь" не подвел и тут: ничего более эйфорического, чем Ричи, подпевающий Тейлор в концовке эпизода под названием "Вилки", я в прошлом году не видел и не слышал.
А теперь - плейлисты!
Автор колонки - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1966 – Родился Кристоф Шнайдер aka Doom, барабанщик группы Rammstein. Не смотря на суровое прозвище, Шнайдер слушает всё, что кажется ему интересным на данный момент, например Coldplay или Мадонну »»
Joe TAYLOR (1921)
Kit LAMBERT (1935)
Carla BLEY (1936)
Eric BURDON (1941)
Susan STENGER (1955)